Дворец в Архангельском – сердце старинной подмосковной усадьбы, композиционный центр обширного дворцово-паркового ансамбля. Это выдающийся памятник архитектуры классицизма и в то же время редкий образец частного аристократического художественного собрания, уцелевшего в своём историческом окружении и устроенного согласно владельческому замыслу.
Важнейшую роль в создании Дворца сыграли владельцы усадьбы из плеяды «русских европейцев» эпохи Просвещения. Князь Николай Алексеевич Голицын, выпускник Страсбургского университета, путешественник и дипломат, в конце XVIII в. решил придать вотчине своих предков новый блеск и размах. В 1780 году в Париже князь приобрёл проект архитектора Герна: его воплощением стал Дворец в Архангельском. Строительство началось в 1784 г., о чём свидетельствует закладная доска, найденная в наши дни реставраторами под белокаменным фундаментом здания. Дворец возводили почти 25 лет, но из-за денежных затруднений его отделка всё ещё не была завершена к 1809 г., когда Голицын скончался. Вдове князя пришлось продать имение. В октябре 1810 г. Архангельское стало собственностью князя Николая Борисовича Юсупова.
На склоне дней Юсупов сделал Архангельское своей любимой резиденцией. В 1810–1820-х гг. князь завершил создание ансамбля усадьбы и постройку Дворца, насытил его художественное убранство произведениями искусства и раритетами, собранными на протяжении своей долгой жизни интеллектуала и знатока искусств.
Дворец, переживший невзгоды войны 1812 г. и пожар 1820 г., обустраивался сообразно своей главной функции: это парадное пространство для приёма гостей и демонстрации произведений искусства.
В дальнейшем усадьба Архангельское оставалась предметом гордости нескольких поколений семьи Юсуповых, а Дворец – символом юсуповских владений. Последней владелицей Дворца и усадьбы вплоть до Октябрьской революции была княгиня Зинаида Николаевна Юсупова.
В 1918 г. национализированная усадьба Архангельское стала музеем, который впервые принял посетителей в 1919 г. С 1930-х гг. Дворец становится главной экспозицией музея-заповедника, которая расформировывалась лишь дважды – в годы Великой Отечественной войны, когда коллекции были эвакуированы на Урал, и в период реставрационных работ, затянувшихся с 1985 г. почти на 20 лет.
В открытых после реставрации 2000-х гг. залах первого этажа, насколько это возможно, состав интерьерных ансамблей соответствует историческим описям периода расцвета усадьбы и даёт представление о замысле князя Юсупова по размещению художественных коллекций.
В длинной череде мастеров, участвовавших в создании Дворца, особого внимания заслуживает автор проекта – архитектор Герн. Сведения о зодчем надолго были утеряны, и лишь в последние годы его творческий портрет по крупицам восстанавливают французские и российские исследователи.
Жак Жакоб Герн происходил из семьи парижских ремесленников, плотников и резчиков по дереву; в 1760-х гг. учился в Королевской Академии архитектуры, совершенствовался в Италии, работал на родине, окончил дни в Париже в 1797 г. Устное предание о визите мастера в Россию в царствование Павла I до сих пор не нашло документального подтверждения.
В проекте Герна загородная аристократическая резиденция предстаёт величественным сооружением гармоничных пропорций, с традиционным разделением на парадный нижний и приватный верхний этажи, с обилием высоких окон и остеклённых дверей, наполняющих интерьеры светом. Господство ясных, обозримых, геометрически правильных форм, рациональное членение пространства, принцип симметрии выражены и в плане, и в композиции объёмов здания, и в решении интерьеров. Особенно выразителен Овальный зал, образ которого навеян ротондами античности и Ренессанса.
В Архангельском проект Герна был реализован, развит и дополнен русскими мастерами, в числе которых были московские зодчие Осип Бове, Степан Мельников, Евграф Тюрин, крепостной архитектор Василий Стрижаков. К 1820-м гг. окончательно сложился ансамбль Дворца, в который вошли главное здание, именовавшееся «Большим домом», колоннады, угловые флигели и въездная арка Парадного двора.
Тогда же был создан декор интерьеров. Росписи потолков и стен выполнили уроженец Швейцарии Джузеппе Артарипо прозвищу Коломбо и Пьетро Руджа с помощниками. В большинстве парадных залов применена роспись в технике гризайль, имитирующая рельеф при помощи оттенков одного цвета. Использовались и многоцветные росписи. Хитросплетения геометрических и растительных элементов, античные орнаменты и атрибуты, египетские мотивы характерны для стиля ампир.
С 1896 до 1914 г. велось обновление и дополнение ансамбля Дворца при участии архитекторов Александра Степанова, Николая Султанова, Петра Харко. Орнаментальный декор ряда интерьеров был дополнен живописцем Игнатием Нивинским. Вносимые изменения тактично включались в сложившийся образ Дворца.
На рубеже двадцатого и двадцать первого века ансамбль Дворца переживает период длительной и сложной реставрации. В ходе работ 2000-х гг. в залах «Большого дома» были выявлены и сохранены элементы отделки разного времени. По найденным слоям окраски первой трети девятнадцатого века возвращена цветовая гамма интерьеров, воссоздаётся ткáневое убранство. Найдены новые данные о мастерах. Время открытий продолжается.