В 1838 году писатель и любитель искусств, генерал А.А. Писарев писал об Архангельском: «…Настоящая италианская вилла! Строение огромное, каменное, в два этажа, лучшей италианской архитектуры, с передним двором, обнесенным портиками; задняя сторона дома [обращена] в сад, на террасу, с которой идет уступами до самой Москвы-реки. Терраса эта (terrasse, sterrato) обставлена множеством мраморных статуй, ваз, бюстов, и все они изящной италианской работы…Ну, право, в этой мраморной толпе забудешься и по привычке скажешь какой-нибудь мраморной фигуре: посторонись!»

    До настоящего времени эта крупнейшая в России коллекция декоративной мраморной скульптуры не утратила своей привлекательности. Парковая скульптуры организует пространство, заданное планировкой парка, наряду со стриженой зеленью, фонтанами и малыми формами архитектуры. Произведения из мрамора объединены в разных участках парка в группы и сопоставимы по размерам, формам, жанрам, а главное подчинены законам симметрии.

    Состав и расположение мраморов выверены по историческим документам, что позволяет оценить масштаб и красоту замысла, не нарушенного ни потомками князя Н.Б. Юсупова, ни событиями XX в. Скульптурное собрание насчитывает свыше 200 изваяний: барочные фигуры античных богов, портретные бюсты древних полководцев, государственных деятелей и философов, многофигурные композиции, анималистические произведения, гермы, вазы, фонтаны, мраморные скамьи и памятные колонны. Следует отметить, что собрания мраморных портретных изображений, анималистических фигур и ваз были и остаются самыми значительными в России.

    Скульптуры отличаются техникой и манерой исполнения, выполнены во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. в Италии, а также в мастерских работавших в России итальянских скульпторов (Сильвестра Пенно, братьев Трискорни) и русских ваятелей. Среди реплик с античных подлинников можно отметить «Венеру Медицейскую», «Геракла» и «Флору» Фарнезе, «Менелая с телом Патрокла» (все оригиналы находятся во Флоренции). Группа «Геркулес и Антей» восходит к работе итальянского мастера XVII в. С. Мадерно.

    Интересны мемориальные сооружения: две памятные колонны в честь приезда в Архангельское императоров Александра I в 1816 году (мастерская Сельвестра Пенно, установлена в 1817 году), Николая I в 1826 году (мастерская Сантино Кампиони, сооружена в 1827 году). В конце 1880-х третьей мемориальной колонной был отмечен приезд императора Александра III.

    В западной части пейзажного парк размещен храм-памятник Екатерины II. В глубине павильона, спроектированного в 1819 году архитектором Евграфом Тюриным как подобие античного храма, на пьедестале располагается бронзовая статуя Екатерины II в образе богини правосудия Фемиды. За образец взято мраморное изображение императрицы, исполненное прославленным скульптором Михаилом Ивановичем Козловским (1753–1802) (Русский музей, Санкт-Петербург). С оригинала был снят гипсовый слепок, а затем с незначительными изменениями отлит бронзовый памятник. Работы велись в мастерской С.П. Кампиони в 1825–1826 гг. Аллегорическая фигура прославляет добродетели мудрой правительницы. Богиня-императрица величественно восседает с атрибутами Власти и Правосудия: голова увенчана лавровым венком и диадемой, в одной руке Весы Судьбы – символ справедливости (утрачены), другой она указывает на лежащий у ног Карающий Меч, вложенный в свиток законов.

    В начале XX столетия, в I902 году, потомками Николая Борисовича Юсупова в память о посещении Пушкиным усадьбы Архангельское создается аллея в западной части парка, получившая в дальнейшем название Пушкинской, где на постаментах из розового кварцита установлены беломраморные бюсты античных богов и философов. По воле последних владельцев поместья княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой графини Сумароковой-Эльстон и ее супруга заказ на изготовление памятника был выполнен на фабрике мраморных и гранитных работ М.Д. Кутырина (1855-1923), одной из крупнейших в Москве.

    В августе I902 года М.Д. Кутырин отправил князю Феликсу Феликсовичу Юсупову-старшему смету с расценками на скульптурные работы. Изготовленный по заказу мраморный памятник представляет собой бюст поэта на высоком прямоугольном постаменте. У цоколя помещены мраморный венок из ветвей лавра, дуба и пальмовая ветвь. На постаменте с четырех сторон высечены строфы из Послания "К вельможе".

    Традиционными украшения дворцово-парковых ансамблей являются фонтаны. В Архангельском сохранились три фонтана со скульптурными группами, относящиеся к XIX столетию. На одной из картин 1866 года, где запечатлён приезд в усадьбу императора Александра II с супругой Марией Александровной, видна фонтанная группа со сверкающими струями воды.

    Музей проделал большую работу по возрождению фонтанов. Посетители могут любоваться оживленными фонтанами во всем их блеске при помощи современных технических решений. В целях сохранности подлинные фонтанные мраморные скульптурные группы хранятся в фондах музея.

    Садовая скульптура почти всегда несет аллегорическую нагрузку, сближая прогулку в садах усадьбы с чтением книги. Прелесть аллегории («говорить иначе») под открытым небом в отсутствии слов, но при этом в возможности увидеть, разгадать и оценить задуманное. Здесь иначе воспринимается мрамор статуй и ваз; розы и белый полированный камень под бледным небом Севера напоминают о виллах Италии, мысленно переносят в самые знаменитые французские сады.

    Парковая скульптура сопровождает посетителей во всех уголках дворцово-паркового ансамбля, образуя неповторимый усадебный музей под открытым небом.