Попоны
 

ПОПОНЫ – ДВЕ ИЛИ ОДНА? РЕСТАВРАЦИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ.

 В секторе реставрации музея-заповедника «Архангельское» в 2020-2021 гг. художником-реставратором по тканям И.Ю. Меркуловой была исследована и отреставрирована попона из коллекции князей Юсуповых (инв. № П-1809/1-2), которая поступила в реставрацию в неудовлетворительном состоянии сохранности.

1.JPG

Плюш основы сильно выгорел, из малинового цвета стал коричневым. На кромке плюша, на сгибах и на элементах шитья образовались потёртости, на подкладке – пятна ржавчины. Аппликация и подкладка местами отрывались. Также имелось общее загрязнение тканей и элементов шитья, деформация фольги и трунциала[1], коррозия застёжек попоны (крючков и петель). Шёлковые нитки вышивки были ветхими, местами посеклись и порвались. На значительной части вышивки наблюдалось растяжение нитей шитья под его весом и, как следствие, – провисание элементов шитья. По всей поверхности вышивки прослеживались многочисленные обрывы и утраты нитей, что привело к утратам элементов шитья.

2.jpg

В ходе реставрации сначала были демонтированы заржавевшие крючки и петли, которые очищены и законсервированы реставратором С.Н. Терёхиным Потом пылесосом убирались поверхностные загрязнения, ослаблялись и удалялись пятна ржавчины. Шитьё очищалось органическими растворителями, устранялась деформации фольги и трунциала. Обрывы нитей, осыпи, провисающие элементы шитья, отрывающиеся аппликации и подкладка укреплялись иглой. Утраты в шитье восполнялись блёстками и трунциалом, немного отличающимися по тону, чтобы можно было отличить подлинные элементы от реставрационных. В довершении реставрации на свои места пришиты отреставрированные крючки и петли.

Одновременно с реставрацией попоны было проведено её исследование, приведшее к выводам, во многом не совпавшим с атрибуционными данными. Попона была атрибутирована О.М. Фроловой в 1998 г. как попона разъёмная из двух одинаковых частей, Россия, вторая половина XVIII в. Аппликация — из медной посеребренной проволоки (бить, трунциал, пряденые нити), фольги и блёсток. Орнамент типа ким («набегающая волна»). Далее уточнялось: «Форма разъёмной попоны, состоящей из двух частей, позволяет датировать атрибутируемые предметы XVIII в.»[2] В качестве аналога при этом приводились трёхчастные турецкие попоны (чалдары) XVII в. из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля.

3.jpg

Но чалдары — другого стиля, фасона, размера, формы и конструкции, и аналогом попоны служить не могут. Известные же со средневековья двухчастные разъёмные попоны делились не на боковые части с отверстием для седла посередине, а на переднюю и заднюю. Австрийский историк Вендален Бехайм отмечал: «ранние попоны не делились на части и покрывали лошадь от головы до крупа, а по бокам у них были дугообразные вырезы, которые позволяли действовать шпорами. Но эта неудобная форма скоро изменилась, и попона стала делиться на две части: переднюю – форбуг (от нем. Vorbug) и заднюю – гелигер (от нем. Gelieger). Бока под седлом оставались незакрытыми»[3].

4.jpg

Таких гигантских лошадей с обхватом груди, как размер двухчастной разъёмной попоны (265-270 см) в России во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. не существовало, так как не было ни спроса на них, ни объективной в этом необходимости. У отдельных жеребцов самой крупной русской тяжеловозной породы того времени – Воронежского битюга обхват груди едва достигал 196 см. Самый большой в мире обхват грудной клетки – 259 см зафиксирован у коня Бруклин Сьюприм породы «Бельгийский брабансон», который жил в США в 1928-1948 гг..

5.jpg

Железные крючки для застёгивания попоны пришиты с лицевой стороны на концы коротких ремней (троков) каждой её части. Петли же изначально были пришиты на изнаночной стороне не прямоугольников попон, а длинных ремней. На месте их первоначального прикрепления на одной части попоны сохранились фрагменты нитей. Ещё же двух пар крючков на концах длинных троков и соответствующих им петель, чтобы застегнуть составную попону полностью, не было. Таким образом, первоначально, до того, как перешили петли, каждая часть могла использоваться как отдельная небольшая декоративная попонка с прямоугольником на спине лошади.

6.jpg 

7.jpg

Логичнее предположить, что у князей Юсуповых была не одна разъёмная попона, для подтверждения принципиального существования которой не нашлось ни аналога, ни лошади, а две отдельных, как они числились в период бытования в музее до атрибуции 1998 г. по инвентарным книгам 1927, 1932, 1954 гг. и старым описям экспонатов 1930-40-х гг.[4]Аналогичную прямоугольную попону с троками, но несколько более короткую и широкую, богато украшенную полосой золотого шитья и бахромой мы видим на любимом арабском жеребце Маренго императора Наполеона I на картине А. Гро 1801 г.

 8.jpg

Учитывая, что на плюше попон не осталось потёртостей и следов от седла, они могли надеваться на лошадь без седла. Для чего же они использовались? М.М. Денисова отмечает, что богато украшенные попоны могли предназначаться для «заводных лошадей, которых в церемониальных процессиях выводили по нескольку в самых дорогих уборах»[5]. Заводные или выводные, то есть запасные лошади – это лошади без всадников в богатом уборе, сопровождаемые слугами. Они могли участвовать в таких торжествах, как коронации, свадьбы, парадные выезды, смотры войск, театральные действия или карусели (конная военная игра, заменившая рыцарские турниры). Так в карусельный комплект 1766-1771 гг. с гербом графа Г.Г. Орлова из собрания Государственного Эрмитажа входит небольшой бархатный вышитый чепрак, по форме и размеру аналогичный попонам из коллекции князей Юсуповых, только без троков.

9.jpg

Орнамент аппликации «набегающая волна», украшающий попоны, является разновидностью меандра. Термин «ким» использован неверно, следует говорить «кима» или «киматий» (греч. «kyma», «kymatistos», лат. – «cуmatium» – волна, волнистый). Это – архитектурные обломы: гусёк или каблучок с криволинейным поперечным сечением. Обломы – это горизонтальные архитектурные пояса, сечение которых бывает прямолинейным или криволинейным. Такие архитектурные элементы, а также памятники декоративно-прикладного искусства могли украшать меандром – квадратным, образованным линией, согнутой под прямым углом, или круглым, образованным спиралевидными завитками. Он то и называется «набегающей волной».

10.jpg

В обосновании к атрибуции 1998 г. написано, что классицистический мотив орнамента аппликаций характерен для второй половины XVIII в. Но даже в законодательнице европейской моды – Франции до 1789 г. в моде господствовал стиль рококо. Древнегреческий орнамент меандр становится популярными на тканях на рубеже XVIII-XIX вв. Историк моды А. Васильев отмечает: «Кроме популярных кашмирских огурцов, модными в 1800-е гг. были и греческие орнаменты»[6]. Изображение вышивки «набегающая волна» с декоративными побегами на ампирном концертном платье, аналогичное узору на попонах, опубликовано в августовском номере журнала «Le Beau Mound» 1807 г., который издавал в Лондоне Джон Браун Белл[7] .

11.jpg

В предшествующей атрибуции также было отмечено, что в вышивке медные посеребренные материалы стали широко использовать в XVIII в. Но их продолжали использовать и позднее, в XIX в. Попона по периметру украшена посеребренным галуном[8] и «двойной аппликацией», пряденной нити и бити[9] в её декоре нет. Вместо вышивки посеребренными нитями и битью на холст сначала была нашита аппликация из посеребренной парчи (глазета) и фольги, сверху выполнена вышивка из посеребренных блёсток и трунциала. Потом холст с аппликацией был вырезан и пришит на плюш попоны (вторая аппликация). Аппликации пришивались на попоны одновременно с их изготовлением, но они выполнялись не специально для этих попон, а были к ним приспособлены, так как во многих местах обрезаны прямо по блёсткам и фольге, одни элементы шитья частично наложены на другие, рисунок на углах попон не совпадает. Аппликации могли быть откуда-то спороты и использованы на попонах вторично. Но, скорее всего, они изготавливались на вышивальной фабрике или мастерской и покупались как мерное кружево, необходимой для изделия длины, на метраж. Льняной холст основы аппликации – скорее всего машинного производства. В России техническая революция в льнопрядении начинается только с 1821 г.[10]

Приведённое в качестве аналога шитьё мундира 1760-х гг., по легенде принадлежавшего императору Петру III, ни по своим художественно-стилистическим, ни по технико-технологическим характеристикам аналогом шитья попоны служить не может.

12.jpg

Мундир украшен вышитыми завитками-петельками в стиле рококо, а не аппликацией с ампирным меандром, как попоны. Он вышит золотными пряденными нитями, битью, блёстками и канителью[11], а на попонах – только блёстки, трунциал и фольга. Единственный общий у попон с мундиром материал – блёстки, но они пришиты по другой технологии. Использование готовых дешёвых материалов и упрощённых, ускоренных технологий (пришивать куски фольги, галун и глазет фабричного производства и проще и быстрее, чем вышивать нитью или битью), говорит о принадлежности попон к низкой ценовой категории и более позднем времени изготовления.

Как показало исследование архивов князей Юсуповых, в описи кладовой Архангельского в 1831 г. [12], числятся только колчаны из голубого сукна с такой же, как на попонах аппликацией, а плюшевые попоны – ни две, ни одна разъёмная не значатся. На основании описи 1850 г., где под № 75 впервые упоминаются две плюшевых попоны[13], нельзя утверждать, что существовала одна двухчастная попона.

Попоны могли появиться в Архангельском только после 1831 – до 1850 гг. Аналоги, факты и документы не дают основания датировать их именно второй половиной XVIII в., а не более поздним периодом. По художественно-стилистическим, технико-технологическим особенностям и архивным данным шитьё на попонах следует датировать не ранее начала XIX в., скорее всего – 1821-1831 гг. Учитывая, что аппликации из шитья пришивались на попоны одновременно с их изготовлением, то попоны правомернее датировать, начиная от этого времени и до 1850 г.

Таким образом, одновременно с реставрацией попоны было проведено её комплексное исследование, в результате которого каждую половину попоны можно атрибутировать как попона на заводную(?) лошадь, Россия, первая половина XIX в., орнамент меандр – «набегающая волна». Плюш, холст, глазет, галун, посеребренные: блёстки, фольга, трунциал, железные крючки и петли; вышивка, двойная аппликация, ручное шитьё.

Меркулова Ирина Юрьевна, художник-реставратор I категории по тканям.

[1] Трунциал – гранёная пружинка, получаемая из металлической полоски, навитой на пятигранный стержень.

[2] Обоснование атрибуции. Приложение № 1 к протоколу НМС № 3-а от 01.04.1998 г. // ГМУА. Д. 1000-ФА. Л. 175-176.

[3] Бехайм В. Энциклопедия оружия. Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в. СПб. 1995. С. 162-163.

[4] Инвентарная книга № 11 музея-заповедника «Архангельское», начатая в 1927 г. // ГМУА. Д. 15-ФА. Л. 95; Инвентарная книга № 13 музея-заповедника «Архангельское», начатая в 1932 г. // ГМУА. Д. 16-ФА. Л. 86, 87; Инвентарная книга № 24. Инвентарная опись наличия фондов музея «Архангельское» по данным учёта 1 августа 1954 г. № 1. // ГМУА. Д. 24-ФА. Л. 108; Старые описи экспонатов музея, начиная с 30-40-х гг. XX в. // ГМУА. Д. 98-ФА. Л. 112.

[5] Денисова М.М. «Конюшенная казна». Парадное конское убранство XVI-XVII веков. // Государственная оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов по материалам Гос. Оружейной палаты. М. 1954. С. 279.

[6] Васильев А. Судьбы моды. 2009. С. 33.

[7] Le Beau Monde; or, Literary and Fashionable Magazine, for september 1807. L. 1807.Vol. 2. Is. 12. P. 106.

[8] Галун – тесьма, сотканная с применением тонких золотых, серебренных или мишурных (медных посеребренных или позолоченных) полосок.

[9] Бить – металлическая полоска из сплющенной проволочки.

[10] Цейтлин Е.А. Технический переворот в льнопрядении и начало машинного производства льняной пряжи в России. // Труды института истории науки и техники. М.-Л. 1936. Вып. 9. С. 123, 159-161.

[11] Канитель – пружинка из проволочки, плотно навитой на круглый стержень.

[12] Опись разному серебру, антикам, аплике и бронзе, хранящимся в кладовой 1831 г. // РГАДА. Ф. 1290. Оп. 3. Ч. 2. Д. 2605. Л. 21об. № 73.

[13] Опись Архангельскому Большому дому, флигелям и кладовой. Сентября… дня 1850 г. // ГМУА. АГЮ-147. Л. 38. № 75.

© 2007-2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Архангельское»

Система Orphus