Государственный музей-усадьба «Архангельское» - Официальный сайт
Попоны
ПОПОНЫ – ДВЕ ИЛИ ОДНА? РЕСТАВРАЦИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ.
В секторе реставрации музея-заповедника «Архангельское» в 2020-2021 гг. художником-реставратором по тканям И.Ю. Меркуловой была исследована и отреставрирована попона из коллекции князей Юсуповых (инв. № П-1809/1-2), которая поступила в реставрацию в неудовлетворительном состоянии сохранности.
-
Попона разъёмная из двух частей до реставрации 2020 г. Музей-заповедник «Архангельское», инв. № П-1809/1-2.
Плюш основы сильно выгорел, из малинового цвета стал коричневым. На кромке плюша, на сгибах и на элементах шитья образовались потёртости, на подкладке – пятна ржавчины. Аппликация и подкладка местами отрывались. Также имелось общее загрязнение тканей и элементов шитья, деформация фольги и трунциала[1], коррозия застёжек попоны (крючков и петель). Шёлковые нитки вышивки были ветхими, местами посеклись и порвались. На значительной части вышивки наблюдалось растяжение нитей шитья под его весом и, как следствие, – провисание элементов шитья. По всей поверхности вышивки прослеживались многочисленные обрывы и утраты нитей, что привело к утратам элементов шитья.
-
Лицевая сторона части попоны инв. № П-1809/1 до реставрации. 2021 г. Фрагмент.
В ходе реставрации сначала были демонтированы заржавевшие крючки и петли, которые очищены и законсервированы реставратором С.Н. Терёхиным Потом пылесосом убирались поверхностные загрязнения, ослаблялись и удалялись пятна ржавчины. Шитьё очищалось органическими растворителями, устранялась деформации фольги и трунциала. Обрывы нитей, осыпи, провисающие элементы шитья, отрывающиеся аппликации и подкладка укреплялись иглой. Утраты в шитье восполнялись блёстками и трунциалом, немного отличающимися по тону, чтобы можно было отличить подлинные элементы от реставрационных. В довершении реставрации на свои места пришиты отреставрированные крючки и петли.
Одновременно с реставрацией попоны было проведено её исследование, приведшее к выводам, во многом не совпавшим с атрибуционными данными. Попона была атрибутирована О.М. Фроловой в 1998 г. как попона разъёмная из двух одинаковых частей, Россия, вторая половина XVIII в. Аппликация — из медной посеребренной проволоки (бить, трунциал, пряденые нити), фольги и блёсток. Орнамент типа ким («набегающая волна»). Далее уточнялось: «Форма разъёмной попоны, состоящей из двух частей, позволяет датировать атрибутируемые предметы XVIII в.»[2] В качестве аналога при этом приводились трёхчастные турецкие попоны (чалдары) XVII в. из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля.
-
Конный манекен русского воеводы XVII в. Оружейная палата Московского Кремля.
Но чалдары — другого стиля, фасона, размера, формы и конструкции, и аналогом попоны служить не могут. Известные же со средневековья двухчастные разъёмные попоны делились не на боковые части с отверстием для седла посередине, а на переднюю и заднюю. Австрийский историк Вендален Бехайм отмечал: «ранние попоны не делились на части и покрывали лошадь от головы до крупа, а по бокам у них были дугообразные вырезы, которые позволяли действовать шпорами. Но эта неудобная форма скоро изменилась, и попона стала делиться на две части: переднюю – форбуг (от нем. Vorbug) и заднюю – гелигер (от нем. Gelieger). Бока под седлом оставались незакрытыми»[3].
-
Фрагмент фрески из зала Данте в палаццо Комунале в Сан-Джимильяно. Италия, 1289-1299 гг.
Таких гигантских лошадей с обхватом груди, как размер двухчастной разъёмной попоны (265-270 см) в России во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. не существовало, так как не было ни спроса на них, ни объективной в этом необходимости. У отдельных жеребцов самой крупной русской тяжеловозной породы того времени – Воронежского битюга обхват груди едва достигал 196 см. Самый большой в мире обхват грудной клетки – 259 см зафиксирован у коня Бруклин Сьюприм породы «Бельгийский брабансон», который жил в США в 1928-1948 гг..
-
Конь Бруклин Сьюприм (1928-1948 гг.) породы «Бельгийский брабансон», принадлежал С.Г. Гуду.
Железные крючки для застёгивания попоны пришиты с лицевой стороны на концы коротких ремней (троков) каждой её части. Петли же изначально были пришиты на изнаночной стороне не прямоугольников попон, а длинных ремней. На месте их первоначального прикрепления на одной части попоны сохранились фрагменты нитей. Ещё же двух пар крючков на концах длинных троков и соответствующих им петель, чтобы застегнуть составную попону полностью, не было. Таким образом, первоначально, до того, как перешили петли, каждая часть могла использоваться как отдельная небольшая декоративная попонка с прямоугольником на спине лошади.
-
Попона инв. № П-1809/2 после реставрации. 2021 г.
-
Попона инв. № П-1809/1 после реставрации на манекене лошади. 2022 г.
Логичнее предположить, что у князей Юсуповых была не одна разъёмная попона, для подтверждения принципиального существования которой не нашлось ни аналога, ни лошади, а две отдельных, как они числились в период бытования в музее до атрибуции 1998 г. по инвентарным книгам 1927, 1932, 1954 гг. и старым описям экспонатов 1930-40-х гг.[4]Аналогичную прямоугольную попону с троками, но несколько более короткую и широкую, богато украшенную полосой золотого шитья и бахромой мы видим на любимом арабском жеребце Маренго императора Наполеона I на картине А. Гро 1801 г.
-
А.- Ж. Гро. Арабский жеребец Наполеона Бонапарта Маренго. 1801 г.
Учитывая, что на плюше попон не осталось потёртостей и следов от седла, они могли надеваться на лошадь без седла. Для чего же они использовались? М.М. Денисова отмечает, что богато украшенные попоны могли предназначаться для «заводных лошадей, которых в церемониальных процессиях выводили по нескольку в самых дорогих уборах»[5]. Заводные или выводные, то есть запасные лошади – это лошади без всадников в богатом уборе, сопровождаемые слугами. Они могли участвовать в таких торжествах, как коронации, свадьбы, парадные выезды, смотры войск, театральные действия или карусели (конная военная игра, заменившая рыцарские турниры). Так в карусельный комплект 1766-1771 гг. с гербом графа Г.Г. Орлова из собрания Государственного Эрмитажа входит небольшой бархатный вышитый чепрак, по форме и размеру аналогичный попонам из коллекции князей Юсуповых, только без троков.
-
Карусельный комплект коня с гербом Г.Г. Орлова. Россия, 1766-1771. Государственный Эрмитаж.
Орнамент аппликации «набегающая волна», украшающий попоны, является разновидностью меандра. Термин «ким» использован неверно, следует говорить «кима» или «киматий» (греч. «kyma», «kymatistos», лат. – «cуmatium» – волна, волнистый). Это – архитектурные обломы: гусёк или каблучок с криволинейным поперечным сечением. Обломы – это горизонтальные архитектурные пояса, сечение которых бывает прямолинейным или криволинейным. Такие архитектурные элементы, а также памятники декоративно-прикладного искусства могли украшать меандром – квадратным, образованным линией, согнутой под прямым углом, или круглым, образованным спиралевидными завитками. Он то и называется «набегающей волной».
-
Меандр квадратный и «набегающая волна» на древнегреческой мозаике эпохи эллинизма виллы Дионисия из г. Дион, Македония.
В обосновании к атрибуции 1998 г. написано, что классицистический мотив орнамента аппликаций характерен для второй половины XVIII в. Но даже в законодательнице европейской моды – Франции до 1789 г. в моде господствовал стиль рококо. Древнегреческий орнамент меандр становится популярными на тканях на рубеже XVIII-XIX вв. Историк моды А. Васильев отмечает: «Кроме популярных кашмирских огурцов, модными в 1800-е гг. были и греческие орнаменты»[6]. Изображение вышивки «набегающая волна» с декоративными побегами на ампирном концертном платье, аналогичное узору на попонах, опубликовано в августовском номере журнала «Le Beau Mound» 1807 г., который издавал в Лондоне Джон Браун Белл[7] .
-
«Набегающая волна» на концертном платье. Лист из журнала «Le Beau Mound». Лондон, 1807 г.
В предшествующей атрибуции также было отмечено, что в вышивке медные посеребренные материалы стали широко использовать в XVIII в. Но их продолжали использовать и позднее, в XIX в. Попона по периметру украшена посеребренным галуном[8] и «двойной аппликацией», пряденной нити и бити[9] в её декоре нет. Вместо вышивки посеребренными нитями и битью на холст сначала была нашита аппликация из посеребренной парчи (глазета) и фольги, сверху выполнена вышивка из посеребренных блёсток и трунциала. Потом холст с аппликацией был вырезан и пришит на плюш попоны (вторая аппликация). Аппликации пришивались на попоны одновременно с их изготовлением, но они выполнялись не специально для этих попон, а были к ним приспособлены, так как во многих местах обрезаны прямо по блёсткам и фольге, одни элементы шитья частично наложены на другие, рисунок на углах попон не совпадает. Аппликации могли быть откуда-то спороты и использованы на попонах вторично. Но, скорее всего, они изготавливались на вышивальной фабрике или мастерской и покупались как мерное кружево, необходимой для изделия длины, на метраж. Льняной холст основы аппликации – скорее всего машинного производства. В России техническая революция в льнопрядении начинается только с 1821 г.[10]
Приведённое в качестве аналога шитьё мундира 1760-х гг., по легенде принадлежавшего императору Петру III, ни по своим художественно-стилистическим, ни по технико-технологическим характеристикам аналогом шитья попоны служить не может.
-
Шитьё на мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Государственный Эрмитаж, инв. № РТ-11038.
Мундир украшен вышитыми завитками-петельками в стиле рококо, а не аппликацией с ампирным меандром, как попоны. Он вышит золотными пряденными нитями, битью, блёстками и канителью[11], а на попонах – только блёстки, трунциал и фольга. Единственный общий у попон с мундиром материал – блёстки, но они пришиты по другой технологии. Использование готовых дешёвых материалов и упрощённых, ускоренных технологий (пришивать куски фольги, галун и глазет фабричного производства и проще и быстрее, чем вышивать нитью или битью), говорит о принадлежности попон к низкой ценовой категории и более позднем времени изготовления.
Как показало исследование архивов князей Юсуповых, в описи кладовой Архангельского в 1831 г. [12], числятся только колчаны из голубого сукна с такой же, как на попонах аппликацией, а плюшевые попоны – ни две, ни одна разъёмная не значатся. На основании описи 1850 г., где под № 75 впервые упоминаются две плюшевых попоны[13], нельзя утверждать, что существовала одна двухчастная попона.
Попоны могли появиться в Архангельском только после 1831 – до 1850 гг. Аналоги, факты и документы не дают основания датировать их именно второй половиной XVIII в., а не более поздним периодом. По художественно-стилистическим, технико-технологическим особенностям и архивным данным шитьё на попонах следует датировать не ранее начала XIX в., скорее всего – 1821-1831 гг. Учитывая, что аппликации из шитья пришивались на попоны одновременно с их изготовлением, то попоны правомернее датировать, начиная от этого времени и до 1850 г.
Таким образом, одновременно с реставрацией попоны было проведено её комплексное исследование, в результате которого каждую половину попоны можно атрибутировать как попона на заводную(?) лошадь, Россия, первая половина XIX в., орнамент меандр – «набегающая волна». Плюш, холст, глазет, галун, посеребренные: блёстки, фольга, трунциал, железные крючки и петли; вышивка, двойная аппликация, ручное шитьё.
Меркулова Ирина Юрьевна, художник-реставратор I категории по тканям.
[1] Трунциал – гранёная пружинка, получаемая из металлической полоски, навитой на пятигранный стержень.
[2] Обоснование атрибуции. Приложение № 1 к протоколу НМС № 3-а от 01.04.1998 г. // ГМУА. Д. 1000-ФА. Л. 175-176.
[3] Бехайм В. Энциклопедия оружия. Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в. СПб. 1995. С. 162-163.
[4] Инвентарная книга № 11 музея-заповедника «Архангельское», начатая в 1927 г. // ГМУА. Д. 15-ФА. Л. 95; Инвентарная книга № 13 музея-заповедника «Архангельское», начатая в 1932 г. // ГМУА. Д. 16-ФА. Л. 86, 87; Инвентарная книга № 24. Инвентарная опись наличия фондов музея «Архангельское» по данным учёта 1 августа 1954 г. № 1. // ГМУА. Д. 24-ФА. Л. 108; Старые описи экспонатов музея, начиная с 30-40-х гг. XX в. // ГМУА. Д. 98-ФА. Л. 112.
[5] Денисова М.М. «Конюшенная казна». Парадное конское убранство XVI-XVII веков. // Государственная оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов по материалам Гос. Оружейной палаты. М. 1954. С. 279.
[6] Васильев А. Судьбы моды. 2009. С. 33.
[7] Le Beau Monde; or, Literary and Fashionable Magazine, for september 1807. L. 1807.Vol. 2. Is. 12. P. 106.
[8] Галун – тесьма, сотканная с применением тонких золотых, серебренных или мишурных (медных посеребренных или позолоченных) полосок.
[9] Бить – металлическая полоска из сплющенной проволочки.
[10] Цейтлин Е.А. Технический переворот в льнопрядении и начало машинного производства льняной пряжи в России. // Труды института истории науки и техники. М.-Л. 1936. Вып. 9. С. 123, 159-161.
[11] Канитель – пружинка из проволочки, плотно навитой на круглый стержень.
[12] Опись разному серебру, антикам, аплике и бронзе, хранящимся в кладовой 1831 г. // РГАДА. Ф. 1290. Оп. 3. Ч. 2. Д. 2605. Л. 21об. № 73.
[13] Опись Архангельскому Большому дому, флигелям и кладовой. Сентября… дня 1850 г. // ГМУА. АГЮ-147. Л. 38. № 75.