Отъезд в эвакуацию и жизнь на Урале.
19 октября 1941 г.1
вместе с санаторием музей убыл в эвакуацию на Урал в Свердловскую область: «Санаторию следовать двумя эшелонами:
1-й эшелон…следует: по Жел. дороге в санитарном поезде № 1057; 2-й эшелон…следует до г. Горького автотранспортом санатория; по прибытии в г. Горький грузится на платформы и следует по железной дороги …». Охрана оставшихся в Архангельском зданий и оборудования была возложена на военного инженера 3 ранга П.А. Юдина.
23 октября первый эшелон с имуществом санатория прибыл в пос. Верх-Нейвинск, находившийся недалеко от Свердловска (ныне Екатеринбург). Основной причиной размещения санатория «Архангельское» в Верх-Нейвинске было наличие в этом поселке строений дома отдыха для работников Свердловской железной дороги и ее Нижнетагильского отделения, а также зданий санатория «Уральский машиностроитель», принадлежавшего Уралмашзаводу. В конце сентября 1941 года здания санатория передали под госпиталь. В нем и был размещен эвакуированный из Архангельского военный санаторий. Первые раненые стали поступать на лечение в середине декабря.
В соответствии с приказом № 52 от 16 февраля 1942 года Центральный санаторий Красной Армии в Верх-Нейвинске будет именоваться отделением.
Экспонаты музея были размещены в здании музыкальной школы рабочего поселка Верх-Нейвинск2. «В труднейших условиях эвакуации коллекции музея были сохранены почти полностью: при перевозке пострадали только некоторые хрупкие экспонаты – фарфор, стекло, от сырости были частично повреждены декорации Гонзага…»3
Директор музея И.М. Починовский с 1 января 1942 года был переведен4
на должность заведующего хозяйством музея. Именно ему всецело принадлежит заслуга в сохранении музейных экспонатов. Несмотря на тяжелые военные условия, была отремонтирована принадлежавшая музею мебель. Декорации кисти П. Гонзаги, размещенные вначале в сарае у конюшни, были перенесены в здание музыкальной школы к остальным музейным экспонатам5. Также было дано распоряжение изготовить новые ящики для хранения музейного имущества. Особое внимание было уделено ремонту мебели. Контроль за всеми этими работами был возложен на зам.начальника отделения санатория в Верх-Нейвинске ст. лейтенанта Бориса Александровича Грозовского. В музей на работу были приняты три сторожа - Арапов Яков Иванович, Цыганов Яков Алексеевич и Алексеев Григорий Давидович. Дети сотрудников санатория, которые в свое свободное время приходили к Ивану Михайловичу помочь принести дрова для обогрева помещения с коллекциями, помнят, что он, в благодарность за их участие, часто рассказывал историю усадьбы Архангельское, мысленно водил детей по залам дворца. Время текло незаметно, и забывалась война6. Одна из таких детей – Рита Аристова (ныне Маргарита Михайловна Жукова) – дочь заведующего аптекой Михаила Аристова – поделилась своими воспоминаниями о пребывании в Верх-Нейвинске. После возвращения с Урала и до настоящего времени она проживает рядом с музеем в пос. Архангельское.
1 Приказ № 348 от 19 октября 1941 г. (в Книге приказов…№ 6, инв.№ 24, л. 60).
2 Верх-Нейвинск – ж/д станция, появившаяся в 1870-х гг. в поселке Верх-Нейвинский ( см. Некоторые исторические сведения о городке Верхний Невьянск. 2008 г. Инв. № 1097-на л. 1)
3 Из истории санатория-госпиталя «Архангельское» на уральской земле, 2004 г., архив ГМУА, инв. № 994-на, л. 2.
4 Приказ № 43 от 7 февраля 1942 г. (Верх-Нейвинск), (в Книге приказов…№ 1, инв. № 25, л. 57).
5 Приказ № 56 от 25 февраля 1943 г. (в Книге приказов № 10, инв. № 31, лл. 46-47).
6 Из воспоминаний Маргариты Михайловны Жуковой.