Выставочный проект «Под небом голубым востока… Исламское искусство князей Вяземских»
 

Выставки вне музея

Выставочный проект «Под небом голубым востока… Исламское искусство князей Вяземских»

Выставочный проект «Под небом голубым востока… Исламское искусство князей Вяземских»

20.10.2021—20.02.2022

Музей-усадьба «Остафьево»

Музей-усадьба «Архангельское» принимает участие в выставке «Под небом голубым востока… Исламское искусство князей Вяземских», которая проходит в государственном Музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас» до 20 февраля. На выставке будет представлено собрание предметов восточного искусства, сформированное владельцами усадьбы Остафьево – известным поэтом Петром Андреевичем Вяземским и его сыном Павлом Петровичем Вяземским во время их пребывания на Ближнем Востоке.

Коллекция исламского искусства князей Вяземских включала турецкое, иранское и индийское оружие, рукописи и миниатюры, образцы арабской каллиграфии, изразцы, предметы декоративно-прикладного искусства. После ликвидации музея в Остафьеве в 1930 году уникальные вещи были распределены по разным музеям, часть реликвий утеряна. Проект впервые, спустя 90 лет, собрал предметы коллекции Вяземских в Музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас».

В пространстве Музея будет представлено 80 предметов из коллекций Музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас» и других музеев – партнеров проекта, одним из которых является Музей-усадьба «Архангельское». На выставочном проекте будут представлены две акварельные литографии из альбома «Виды Константинополя», хранящегося в собрании Музея-усадьбы «Архангельское»: «Константинополь. Набережная Скутари» и «Вид со стороны Золотого Рога на Софию Константинопольскую и мечеть Йени-Джами (Ени-джами)». Все литографии из альбома, прописанные акварелью, согласно обычной для печатной графики практик, имеют подписи гравера Д. Ф. Льюиса (1804-1876) в виде инициалов «J.F.L». В 1837 году Льюис гравировал рисунка Коука Смита, созданные в Константинополе, где он побывал в 1840 году, путешествуя по странам Ближнего Востока. Рисунки, или точнее сказать, наброски для гравюр, выполнены Джоном Ричардом Коуком Смитом (1808-1882) – автором нескольких серий рисунков, одна из которых посвящена Константинополю, где художник находился в качестве атташе в 1835-1836 годах.

Серия видов Константинополя включала несколько гравюр с живописными панорамами европейской части города со стороны Золотого Рога и азиатской части – со стороны Босфора. На отдельных листах представлены не только известные большие мечети Айя-София, Сулеймание, Йени-Джами, но и такие здания, как Таможня, Пушечный завод и Артиллерийские казармы, вряд ли доступные для обозрения обычным путешественникам. О повседневных занятиях жителей Османской империи можно узнать, рассматривая занимательные жанровые сцены, включенные в серию. В серию также входит несколько листов с видами города Бурсы и крепости Новой Оршовы.

В хранении нашего Музея есть персидские и арабские рукописи, которые были переданы в Музей-усадьбу «Архангельское» после разорения усадьбы Остафьево. Они также будут представлены на экспозиции. Вероятнее всего, появление восточной рукописи в усадебной библиотеке Остафьево следует связывать с деятельностью П. П. Вяземского. «Еще в молодых годах, во время пребывания своего в Константинополе (где он служил при Посольстве, во времена В.П.Титова), его увлекали как подобные исследования, так и собирание вообще драгоценных памятников древней письменности».

Первым экспонатом является список «Пятерицы» (Хамсе) Низами (РК – инв. № 18413, КП-506/5). Размер 22 х 36,5 см. Переплет картонный, оклеен коричневой кожей. Корешок оклеен другой кожей (старая реставрация). На крышках тисненое шемсе со спутником. Наклейка с номером 4939. Объем – 287 листов (плюс 1 лист в начале не нумерован). Текст тройной рамке (14,5 х 26,5 см): внешняя синяя, в середине красная, внутренняя – золотом. Рукопись переписана в месяце зуль-хиджжа 1229 г.х. (ноябрь 1814 г.) и украшена миниатюрами.

Второй манускрипт, который будет представлен на выставочном проекте (РК-инв.№ 18411, КП-506/3) – это «Книга о неподвижных светилах» или «Сувар ал-кавакиб» («Изображение светил») كتاب الكواكب الثابتة‎ («Китаб ал-кавакиб ас-сабита»). Каталог 1017 неподвижных звезд, имевшихся в «Алмагесте» Птолемея, с уточненными координатами, величинами звезд и изображениями созвездий. Текст сопровождают миниатюры с подписями на фарси. Переплет изготовлен в XIX в. Сафьяновый корешок. Объем – 206 листов.  На л.16об. – 44 об. помещена касыда Абу-л-Хасана б. Абд ар-Рахмана ас-Суфи (сына автора основного текста) под названием فى  الكواكب ذكر  («К упоминанию созвездий»). Автор сочинения – Абу-л-Хусейн Абд ар-Рахман б. Умар ас-Суфи (Рей, 8 декабря 903 г. – Багдад или Шираз, 25 мая 986 г.). Друг и учитель буидского султана Адуд ад-Даулы.  Дата переписки рукописи – четверг, 25 раби ал-авал 1016 г.х. (19 июля 1607 г.), 207 лл., Размер 23,5х14 см., 106 миниатюр, кожаный с тиснением переплет). Всего в мире учтено не менее 20 списков этого труда (в России до сего времени имелось пять рукописей, все – в Санкт-Петербурге).

Остафьевские рукописи из Музея-усадьбы «Архангельское» по художественным достоинствам весьма незаурядны и представляют большую ценность как для истории искусства рукописной книги на исламском Востоке, и так и для истории науки.

Проект «Под небом голубым Востока… Исламское искусство князей Вяземских» дает возможность посетителям Музея-усадьбы «Остафьево»—«Русский Парнас» увидеть восточную коллекцию князей Вяземских и оценить их вклад в развитие отношений между Ближним Востоком и Россией в XIX веке.