Выставки вне музея

Выставочный проект «Под небом голубым востока… Исламское искусство князей Вяземских»

20.10.2021—20.02.2022

Музей-усадьба «Остафьево»

Музей-усадьба «Архангельское» принимает участие в выставке «Под небом голубым востока… Исламское искусство князей Вяземских», которая проходит в государственном Музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас» до 20 февраля. На выставке будет представлено собрание предметов восточного искусства, сформированное владельцами усадьбы Остафьево – известным поэтом Петром Андреевичем Вяземским и его сыном Павлом Петровичем Вяземским во время их пребывания на Ближнем Востоке.

Коллекция исламского искусства князей Вяземских включала турецкое, иранское и индийское оружие, рукописи и миниатюры, образцы арабской каллиграфии, изразцы, предметы декоративно-прикладного искусства. После ликвидации музея в Остафьеве в 1930 году уникальные вещи были распределены по разным музеям, часть реликвий утеряна. Проект впервые, спустя 90 лет, собрал предметы коллекции Вяземских в Музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас».

В пространстве Музея будет представлено 80 предметов из коллекций Музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас» и других музеев – партнеров проекта, одним из которых является Музей-усадьба «Архангельское». На выставочном проекте будут представлены две акварельные литографии из альбома «Виды Константинополя», хранящегося в собрании Музея-усадьбы «Архангельское»: «Константинополь. Набережная Скутари» и «Вид со стороны Золотого Рога на Софию Константинопольскую и мечеть Йени-Джами (Ени-джами)». Все литографии из альбома, прописанные акварелью, согласно обычной для печатной графики практик, имеют подписи гравера Д. Ф. Льюиса (1804-1876) в виде инициалов «J.F.L». В 1837 году Льюис гравировал рисунка Коука Смита, созданные в Константинополе, где он побывал в 1840 году, путешествуя по странам Ближнего Востока. Рисунки, или точнее сказать, наброски для гравюр, выполнены Джоном Ричардом Коуком Смитом (1808-1882) – автором нескольких серий рисунков, одна из которых посвящена Константинополю, где художник находился в качестве атташе в 1835-1836 годах.

Серия видов Константинополя включала несколько гравюр с живописными панорамами европейской части города со стороны Золотого Рога и азиатской части – со стороны Босфора. На отдельных листах представлены не только известные большие мечети Айя-София, Сулеймание, Йени-Джами, но и такие здания, как Таможня, Пушечный завод и Артиллерийские казармы, вряд ли доступные для обозрения обычным путешественникам. О повседневных занятиях жителей Османской империи можно узнать, рассматривая занимательные жанровые сцены, включенные в серию. В серию также входит несколько листов с видами города Бурсы и крепости Новой Оршовы.

В хранении нашего Музея есть персидские и арабские рукописи, которые были переданы в Музей-усадьбу «Архангельское» после разорения усадьбы Остафьево. Они также будут представлены на экспозиции. Вероятнее всего, появление восточной рукописи в усадебной библиотеке Остафьево следует связывать с деятельностью П. П. Вяземского. «Еще в молодых годах, во время пребывания своего в Константинополе (где он служил при Посольстве, во времена В.П.Титова), его увлекали как подобные исследования, так и собирание вообще драгоценных памятников древней письменности».

Первым экспонатом является список «Пятерицы» (Хамсе) Низами (РК – инв. № 18413, КП-506/5). Размер 22 х 36,5 см. Переплет картонный, оклеен коричневой кожей. Корешок оклеен другой кожей (старая реставрация). На крышках тисненое шемсе со спутником. Наклейка с номером 4939. Объем – 287 листов (плюс 1 лист в начале не нумерован). Текст тройной рамке (14,5 х 26,5 см): внешняя синяя, в середине красная, внутренняя – золотом. Рукопись переписана в месяце зуль-хиджжа 1229 г.х. (ноябрь 1814 г.) и украшена миниатюрами.

Второй манускрипт, который будет представлен на выставочном проекте (РК-инв.№ 18411, КП-506/3) – это «Книга о неподвижных светилах» или «Сувар ал-кавакиб» («Изображение светил») كتاب الكواكب الثابتة‎ («Китаб ал-кавакиб ас-сабита»). Каталог 1017 неподвижных звезд, имевшихся в «Алмагесте» Птолемея, с уточненными координатами, величинами звезд и изображениями созвездий. Текст сопровождают миниатюры с подписями на фарси. Переплет изготовлен в XIX в. Сафьяновый корешок. Объем – 206 листов.  На л.16об. – 44 об. помещена касыда Абу-л-Хасана б. Абд ар-Рахмана ас-Суфи (сына автора основного текста) под названием فى  الكواكب ذكر  («К упоминанию созвездий»). Автор сочинения – Абу-л-Хусейн Абд ар-Рахман б. Умар ас-Суфи (Рей, 8 декабря 903 г. – Багдад или Шираз, 25 мая 986 г.). Друг и учитель буидского султана Адуд ад-Даулы.  Дата переписки рукописи – четверг, 25 раби ал-авал 1016 г.х. (19 июля 1607 г.), 207 лл., Размер 23,5х14 см., 106 миниатюр, кожаный с тиснением переплет). Всего в мире учтено не менее 20 списков этого труда (в России до сего времени имелось пять рукописей, все – в Санкт-Петербурге).

Остафьевские рукописи из Музея-усадьбы «Архангельское» по художественным достоинствам весьма незаурядны и представляют большую ценность как для истории искусства рукописной книги на исламском Востоке, и так и для истории науки.

Проект «Под небом голубым Востока… Исламское искусство князей Вяземских» дает возможность посетителям Музея-усадьбы «Остафьево»—«Русский Парнас» увидеть восточную коллекцию князей Вяземских и оценить их вклад в развитие отношений между Ближним Востоком и Россией в XIX веке.