ПОРТРЕТ СЕСТЕР – ГРАФИНЬ ЛОПУХИНЫХ» ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ «АРХАНГЕЛЬСКОЕ

Краткое описание

В музее-усадьбе «Архангельское» хранится парный портрет, выполненный в технике станковой масляной живописи на холсте . В документации музея он именуется «Портрет сестер – графинь Лопухиных» . Картина принадлежит собранию князя Н.Б. Юсупова. В паспорте музейного предмета приводится ее развернутое название – «Портрет сестер княгини Анны Петровны и княгини Екатерины Петровны Лопухиных» и указание на то, что картина является копией акварели английского художника Джорджа Генри Харлоу (1787–1819).

Название: ПОРТРЕТ СЕСТЕР – ГРАФИНЬ ЛОПУХИНЫХ» ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ «АРХАНГЕЛЬСКОЕ


Полное научное описание

Автор станкового портрета, принадлежащего Музею-усадьбе «Архангельское» – Егор Молчанов. В нижней части картины, около левого края имеется подпись и дата «Егор Молчанов – 1831 год», что само по себе – редкое явление для работ, выполненных как копии в XVIII – первой половине XIX в.  Материалы произведения соответствуют материалам станковой масляной живописи 1-й половины XIX в.

01-2.jpg

Портрет, вероятно, написан одним из крепостных художников князя Николая Борисовича Юсупова.[1]Художник не вполне завершил свою работу. Наиболее законченный вид имеют изображения головок девушек. Но отдельные элементы их костюмов и фон остались на стадии подготовительных красочных слоев. Отчетливо прослеживается подготовительный рисунок, выполненный графитовым карандашом.

Место нахождение акварели Джорджа Генри Харлоу, послужившей прототипом для портрета музея, не установлено. В издании великого князя Николая Михайловича Романова «Русские портреты XVIII и XIX века»[2],приводится изображение «Съ минiатюры по акварельному портрету работы Харло; собственность П.А. Демидова, в Ниццъ»)[3] .О написавшем его художнике известно, что он активно работал в начале XIX в., снискал себе славу талантливого портретиста и оставил множество романтических портретов. Особенно ему удавались женские и детские портреты, в том числе и парные. 

02-2.jpg

Первые работы живописца Д.Г. Харлоу датируются 1804 г. Следовательно, портрет мог быть написан не ранее 1804 г. и не позже 1805 г., так как в 1805 г. княгиня Анна Петровна, уже будучи женой князя Гагарина, умерла после родов от чахотки. Если с возможной датой написания акварельного портрета можно как-то определиться, то место, где был написан портрет остается загадкой.  Во-первых, нет сведений о том, что Д.Г. Харлоу работал в России, во-вторых, очень сомнительно, учитывая состояние здоровья княгини Анны Петровны, что они с сестрой провели этот год за границей. В связи с этим следует рассматривать версию, что акварельный портрет мог быть написан художником значительно позже, уже после смерти Анны Петровны. 

Картина ранее реставрировалась. Кромки холста дублировали, холст натянули на новый подрамник. Сохранились следы разновременных реставраций. 

В  2016 г. полотно Молчанова поступило в мастерскую реставрации музея-усадьбы «Архангельское». На картине наблюдались локальные нарушения связи между грунтом и красочным слоем. Реставрационные тонировки прослеживались по всей поверхности, но в центральной части картины, на изображении груди и синей шали левой женской фигуры имелся участок реставрационного грунта каплевидной формы без живописного восстановления. Имеющиеся тонировки были выполнены плотным слоем и значительно изменились не только в тоне, но и в цвете. Пожелтевшее реставрационное покрытие было неравномерным и имело включения в виде плотных коричневых сгустков лака. На обороте холста и лицевой стороне прослеживались неудачно заделанные прорывы основы. Общее натяжение холста было ослаблено. Реставрационный подрамник находился в хорошем состоянии и соответствовал всем музейным нормам. 

Исследование поверхности картины в ультрафиолетом излучении подтвердило наличие надлаковых и подлаковых тонировок. Необходимо было привести картину в экспозиционный вид: провести укрепление на аварийных участках красочного слоя, устранить деформации холста, удалить плотные тонировки, выровнять лаковое покрытие. 

03-3.jpg

В процессе реставрации было проведено местное укрепление участков красочного слоя, грозящих осыпанием. Общее провисание холста было устранено посредством расклинивания конструкции раздвижного подрамника. Далее была удалена фиксирующая прорыв заплата с оборота холста, устранена деформация холста на этом участке, прорыв холста заделан методом встык, подведен реставрационный грунт.

На изображении груди правой фигуры имелся участок реставрационного грунта без живописного восстановления. Детальный осмотр выявил, что прорыв холста, находящийся под ним, не склеен, а зафиксирован только за счет наложения грунта.  Со временем грунт на этом участке утратил эластичность и края прорыва, которые он фиксировал, приобрели подвижность. Поздний грунт на этом участке был удален, края прорыва склеены методом встык, подведен реставрационный грунт. 

Пробы на удаление надлаковых плотных тонировок диагональной направленности позволили определить, что под ними имеется авторский красочный слой с потертостями и повреждениями химического характера. Тонировки, маскирующие эти повреждения, были нанесены толстым «глухим» слоем с заходом на непострадавшие участки авторской живописи и резко контрастировали с ней, мешая непрерывному восприятию изображения зрителем. 

В процессе реставрации тонировки были удалены. Неравномерное лаковое покрытие было утончено и выравнено, плотные сгустки лака удалены. После завершения этих мероприятий было нанесено реставрационное покрытие и проведено живописное восстановление в местах утрат и потертостей. (ил. 4).

Возвращаясь к персоналиям, изображенным на портрете, хотелось бы обратить внимание на то, что названия картины, фигурирующие в музейной документации, не вполне отражают статус портретируемых. Анна Петровна и Екатерина Петровна к году написания акварели Д.Г. Харлоу уже были замужем. Таким образом, на ней изображены княгиня Анна Петровна Гагарина (1777–1805) и Екатерина Петровна Демидова (1783–1830). 

Следует уделить особое внимание биографиям молодых женщин, дочерей Петра Васильевича Лопухина (1753-1827). Сестры рано остались без матери и были воспитаны второй женой П.В. Лопухина – Екатериной Николаевной, урождённой Шетневой. Впервые девушки вышли в свет в Москве в 1797 г. на торжествах по случаю коронации императора Павла I. 

В это же время состоялось знакомство П.В. Лопухина с императором, которому он смог продемонстрировать свои деловые качества: осведомленность в государственных делах и законах, умение работать и опыт. Молодые барышни Лопухины, красивые брюнетки, заинтересовали московское общество и прибывший из Петербурга двор. В дни коронации на одном из балов Павел I обратил внимание на обеих юных красавиц, но отдал предпочтение старшей из сестер – Анне.

Анна, по свидетельству современников, «имела очаровательную головку, с огненными черными глазами, черные как смоль волосы и брови, прелестный рот и ослепительной белизны зубы, чрезвычайно мягкое и доброе выражение лица. Немного портил ее только неправильной формы нос»[4]

Младшая, Екатерина, которой было всего 14 лет, увлеклась Великим князем Александром Павловичем и искала встреч с ним. Это возбудило в Москве много разговоров, и чтобы прекратить их, Павел I выдал ее в том же году за гофмейстера Григория Александровича Демидова. Брак с одним из самых приближенных к Государю лиц, богачом и меценатом, обеспечили Екатерине Петровне прекрасное положение в петербургском обществе[5].

В 1798 г. в связи с войсковыми маневрами император вновь приехал в Москву, где окончательно убедился в своих чувствах к Анне Петровне. Он способствовал переезду Лопухиных в Петербург и подарил семье дом на Дворцовой набережной, который срочно построили по его указанию[6]. С этого времени П.В. Лопухин и его семья щедро одаривались чинами и наградами. Петр Васильевич был назначен генерал-прокурором, членом Государственного Совета, а 19 января 1799 г. возведен в княжеское достоинство со всем нисходящем потомством. 

Анна Петровна стала камер-фрейлиной высочайшего двора, а ее мачеха пожалована в статс-дамы. Должность камер-фрейлины обязывала Анну Петровну находиться в свите императрицы и сопровождать императорскую семью в загородные резиденции. Девушка не вполне разделяла  чувства Павла I и оповестила его, что любит князя Павла Гавриловича Гагарина. Император вызвал князя из Италии, где тот служил в чине майора, произвел его в генерал-адъютанты и дал согласие на брак с Лопухиной. Свадьба состоялась 8 февраля 1800 г. в присутствии императора и всего двора. 

Чувства Павла I к княжне Гагариной не изменились и после ее замужества. Он был искренне привязан к ней и считал ее своим другом. Павел I открыто выказывал свое глубокое чувство к Анне Петровне: её именем назывались корабли («Благодать» – русский перевод еврейского имени Анна), её же имя красовалось на знаменах гвардии. Он был искренно привязан к княгине и, посещая её, «отдыхал от трудов правления». Только скромность и редкий такт облегчали непростое положение Анны Петровны в свете и при дворе.

В 25 лет Анна Петровна стала кавалерственной дамой ордена Святой Екатерины I класса и ордена Св. Иоанна Иерусалимского, который до нее имела лишь одна женщина – графиня Джулия Литта. Умерла княгиня очень рано, в возрасте 27 лет.

Портрет из музея-усадьбы «Архангелькое» не является прямой копией акварели Д.Г. Харло.  Портрет создан в материалах, характерных для станковой живописи – на холсте и маслом. Формат картины – 95х78 см – также соответствует распространенному портретному формату станковой масляной живописи, и существенно отличается от размера  акварельных работ и миниатюр. 

В музейном портрете другая трактовка некоторых деталей одежды и причесок. Прически привлекают особое внимание. На головах девушек можно видеть изящные испанские ажурные украшения –  гребни-пейнеты, которые изготавливались, как правило, из резного черепахового панциря, иногда в сочетании с другими материалами и драгоценными камнями. В России всплеск моды на испанские гребни-коронки пришелся на конец 20-х – начало 30-х гг. XIX в. В это время появилось множество женских портретов с подобными украшениями. Но в начале века они не были распространены, и, конечно же, отсутствовали на акварели Д.Г. Харлоу.

Наличие данных украшений в прическах княжон на станковом портрете, пусть изображенных очень стилизовано, еще раз указывает на то, что портрет, принадлежащий музею, не является копией. Совершенно очевидно, что перед художником была поставлена задача, написать портрет княжон Лопухиных маслом, взяв за прототип акварель Д.Г.  Харлоу или, возможно, какую-то неизвестную нам ее копию. Совокупность особенностей изображения и материалов позволяют сказать, что данное произведение следует считать вольным повторением изображения акварели Д.Г. Харлоу, созданным в технике станковой масляной живописи.

Как было отмечено выше, произведение не вполне завершено, но, тем не менее, художник поставил на нем подпись и год создания – 1831-й. Возможно, эта дата имеет особое значение в судьбе портрета и объясняет, почему он не был окончен. В 1831 г. умер князь Николай Борисович Юсупов. Князь Юсупов происходил из знатного рода, был вельможей высшего ранга, доверенным лицом и другом Павла I. В 1781–1782 гг. блестяще образованный и известный при европейских дворах Н.Б. Юсупов сопровождал будущего императора и его супругу в их путешествии по Европе[7], которое они совершали под псевдонимом графа и графини Северных[8]. Н.Б. Юсупов был назначен верховным маршалом коронации Павла I, с правлением которого связан значительный период жизни князя. Можно предположить, что он был хорошо знаком с обеими сестрами Лопухиными, а особенно с Анной Петровной. 

Следует также отметить, что вторая сестра – княгиня Екатерина Петровна Демидова (урожденная Лопухина) скончалась в 1830 г. Эта дата тоже может иметь отношение к истории создания портрета. Логично предположить, что портрет был заказан как память об определенном жизненном этапе и человеческих взаимоотношениях Николая Борисовича Юсупова и сестрами Лопухиными, и незакончен в связи со смертью заказчика. Картина, принадлежащая музею-усадьбе «Архангельское», является важным документом эпохи и памятью об исторических лицах и событиях.

Николашкина Александра Борисовна - кандидат исторических наук, художник реставратор станковой масляной живописи I категории.

Литература

Благосклонный к Вам Павел… Переписка графа и графини Северных с К.И. Кюхельбекером Санкт-Петербург 1703–2003 //  Наше наследие. 2003. № 66.  

Змеев В.А. Жизнь и государственная деятельность П.В. Лопухина. М., 2004.

Краевский Б.П. Лопухины в Истории Отечества. М., 2001. 

Лопухины. 500 лет служения Московскому Великому Княжеству, Царству, Российской империи.// Дворянское собрания. 1995. № 2.

Лопухины.// Знаменитые династии России. 2014. Выпуск № 19. 

Русские портреты XVIII и XIX века. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова. Репринтное издание 1905 г. Т. 1. М., 2003. 

Русские портреты XVIII и XIX века. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова. Репринтное издание 1905 г. Т. 5. М., 2003. 

 

Архивные материалы

Инвентарная книга Музея-усадьба «Архангельское» 1927 г. (ГМУА. Инв. № 15-ФА).

 Инвентарная книга Музея-усадьба «Архангельское» 1932 г. (ГМУА. Инв. №  16-ФА). Действующая инвентарная книга коллекции живописи Музея-усадьба «Архангельское» с 1950-х гг.



[1] Упоминание об этом имеется в инвентарной книге коллекции живописи Музея-усадьбы «Архангельское», ведущейся с 1950-х гг. 


[2] Знаменитое 5-томное издание с черно-белыми иллюстрациями 1087 портретов осуществленное председателем Русского Исторического общества великим князем Николай Михайловичем в 1905–1909 гг. по результатам выставки русского портретного искусства, состоявшейся в 1905 г. в Таврическом дворце. На этой выставке было собрано множество работ из частных коллекций, в том числе из дворянских поместий по всей территории Российской империи. Издание является уникальным источником, поскольку многие из репродуцированных в нём портретов были утрачены: погибли во время Гражданской войны или оказались увезёнными в эмиграцию, где тоже пропали.


[3] Русские портреты XVIII и XIX века. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова. Репринтное издание 1905 г. Т. 1. М., 2003.  С. 358.


[4] Русские портреты XVIII и XIX века. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова. Репринт издания 1905 г. Т. 1. М., 2003. С. 272.


[5] Там же. Репринт издания 1909 г.  Т. 5. М., 2003. С. 577.


[6] Краевский Б.П. Лопухины в Истории Отечества. М., 2001. С. 356. 


[7] Князь Н.Б. Юсупов организовывал посещение великокняжеской четой картинных галерей, музеев, коллекционеров, частных собраний, мастерских художников и архитекторов. Помимо этого, он оформлял заказы на приобретение произведений искусства и отправку их в Россию.


[8] Благосклонный к Вам Павел… Переписка графа и графини Северных с К.И. Кюхельбекером Санкт-Петербург 1703–2003 //  Наше наследие. 2003. № 66.  С. 187.