К 200-летию фарфорового заведения князя Юсупова
Краткая история предприятия
Завод князя Н.Б.Юсупова в Архангельском – с одной стороны, один из многочисленных частных фарфоровых заводов России первой половины Х1Х века, а с другой – уникальное фарфоровое заведение, своего рода «экспериментальная» художественная мастерская князя Юсупова /ил. 1/, понимавшего толк в производстве и декоре фарфора, т.к. в последнее десятилетие XVIII столетия был директором Императорского фарфорового завода.
В начале Х1Х века, выйдя в отставку и удалившись от государственных дел в 1802 году, Николай Борисович был не очень доволен художественными достоинствами фарфоровой посуды императорского завода (после реформ нового директора ИФЗ Д.А.Гурьева). Возможно, по этой причине, а, может быть, и в осуществление давнего желания иметь собственное фарфоровое производство, в 1810-х-1820-х годах он не быстро, но целенаправленно устраивает фарфоровый завод в усадьбе Архангельское.
2018 год – юбилейный год для Архангельского, т.к. в 1818 году по указанию князя в Архангельском начинает свою работу «живописное заведение» по декору фарфоровой посуды. Для этого весной-летом 1818 г. в усадьбе (в пристройке к Капризу) /ил. 2/ устанавливают муфельные печи для обжига расписанной фарфоровой посуды. В донесениях усадебной конторы в московскую канцелярию Юсупова за сентябрь-октябрь появляются первые заказы на краски, кисти и белый скипидар. В донесениях за последующие месяцы есть не только перечень материалов, необходимых для декорировки фарфоровой посуды, но и отчеты о проделанной работе, а также перечень заводов, где покупали фарфоровое бельё для росписи.
Сохранились и имена художников, работавших в это время в Архангельском: Иван Тимофеевич Колесников (руководил работами мастерской в 1818-1820 гг.), живописцы Фёдор Сотников, Фёдор Ткаченков, Егор Шебанин. Из документов известны и имена их учеников: Федор Беляев, Иван Коробейников, Степан Прохоров, Павел Прелов, Никита Павлов, Алексей Фигурин, Прокофий Конев, Иван Котляров Петр Васильев, Панфил Самсонов, Павел Волков, Григорий и Петр Новиковы. Художники расписывали тарелки и предметы чайных сервизов /ил. 3/, ученики осваивали академический рисунок и азы росписи по фарфору. Количественный и персональный состав учеников живописной мастерской на протяжении 1819-1820 гг. незначительно менялся, но неуклонно увеличивался (от 9 до 16 человек).
Мальчики, не проявившие себя должным образом в художествах, или по состоянию здоровья переводились на занятия другими ремёслами. Те же, кто делал успехи, посылались на обучение (выражаясь современным языком, на стажировку) к известным мастерам по росписи фарфора. Так, например, с марта по май 1820 года в московский дом князя из Архангельского были направлены трое учеников (Павел Прелов и братья Новиковы) для обучения искусству росписи на фарфоре у прославленного французского мастера Ж.Ф.Ж.Свебаха, который на протяжении нескольких лет с 1815 по 1819 год расписывал фарфор на ИФЗ, возглавляя живописную мастерскую. В начале 1820 года он должен был вернуться на родину, но задержался в Москве по приглашению князя Юсупова. Во время обучения и позже мальчики неоднократно переносили на фарфор композиции с гравюр Свебаха, изданных в виде отдельных тетрадей под общим названием «Encyclopédie pittoresqe».
В начальный период (1819-1821) работы мастерской была выполнена роспись серии тарелок по картинам и эстампам из собрания Юсупова /ил. 4/, был создан своего рода «фарфоровый каталог» части картинной галереи князя /ил. 5/.
Ил.1. Портрет князя Н.Б. Юсупова в испанском костюме по картине Г.Фюгера. Фрагмент росписи памятной чашки. 1831.
Ил.2. Парковый флигель «Каприз» в Архангельском (фасад, план со стороны дороги). Перестроен Е.Д.Тюриным в 1818 г.
Бумага, тушь, акварель.
Ил.3. Предметы из чайно-кофейного сервиза с желтым крытьем. 1818-1820.
Ил.4. Тарелки с миниатюрами по картинам из собрания Юсупова. 1818-1821.
Ил.5. Миниатюра на фарфоре по картине художницы М.-Д. Вийер «Собака, спасающая ребенка». Зеркало тарелки, расписанной в Мастерской Юсупова. Ок. 1820.
С 1822 года работы в живописной мастерской возглавил француз Август Филипп Ламбер. С именем этого человека связан период расцвета предприятия Юсупова. В 1823г. в мастерской работало уже 26 человек. Из них 16 юношей и 10 девушек. Французский мастер руководит работами, сам расписывает фарфор, обучает, ездит с докладами к князю. В это время был увеличен ассортимент изделий, были созданы не просто нарядные утилитарные предметы, а высокохудожественные произведения /ил. 6-7/.
В 1823-1825 годах Ламбер проводит опыты по подбору глин и изготовлению фарфоровой массы из привозных материалов. В 1826 году по распоряжению Н.Б.Юсупова в Архангельском строится здание фарфорового завода с печью для обжига /ил. 8/, с мастерской для росписи и муфельными печами. С мая 1827 г. Ламбер берет завод в аренду и налаживает производство фарфора. Однако в силу многочисленных причин (одна из них – привозные материалы) этот опыт не увенчался ожидаемым успехом. В результате с конца 1828 года завод полностью перешел на изготовление фаянсовой посуды. Параллельно в усадьбе вплоть до сентября 1831 года продолжала работать княжеская мастерская по росписи готовых фарфоровых форм (фарфоровое бельё покупали на русских заводах: ИФЗ, у Гарднеров, у Попова, а также на частных заводах Парижа).
За 14 лет с 1818 по 1831 год «живописное заведение» и фарфоровый завод Юсупова-Ламбера выпустили 70 молодых художников. В Архангельском были созданы эффектные сервизы «для завтрака» на 1-2 персоны / ил. 9/, серии тарелок и чашек, подарочные чайные пары, памятные чашки с портретами /ил. 10-11/. Лучшие образцы изделий фарфорового заведения Юсупова украшают коллекции крупных музеев России (Государственный Эрмитаж, ГРМ, Государственный музей керамики), высоко ценятся на международных антикварных аукционах.
Ил.6. Сервиз «Аракчеевский», чайный на две персоны. 1823.
Бельё – завод Попова (?), роспись – мастерская Юсупова.
Чашка с блюдцем. Ок. 1824.
Тарелка из серии «Розы». 1827.
Ил.8. План и фасад фарфорового завода в Архангельском.
Рисунок
Собрание ГМУА
Ил.9. Сервиз кофейный тет-а-тет с монограммой «Н I» под императорской короной. 1826.
Бельё – частный завод. Франция. Роспись – мастерская Юсупова. Россия.
Поднос с видом Кремля со стороны Устьинского моста (по картине художника М.Н.Воробьева).
Собрание ГЭ
Ил.10. Чашка с портретом Екатерины II по гравюре Д.Валькера. 1831 г.
Собрание ГМУА
Ил.11. Памятная чашка с портретом Н.Б.Юсупова и блюдце. 1831. Собрание ГМУА
После закрытия мастерской несколько живописцев – В.В.Стрижаков, П.И.Новиков, А.А.Шестаков, получив паспорта, были отпущены на оброк и в разное время работали на заводе А.Г.Попова в Москве и заводе братьев Корниловых в Санкт-Петербурге. Этот факт позволяет расширить значение предприятия Н.Б.Юсупова и рассматривать его не только как частную мастерскую по декору керамики, но и как школу подготовки мастеров по росписи фарфора.