23 апреля
Подсвечники из собрания князей Юсуповых, выполнены в виде колонны из аметистового кварца, с базой и капителью золочёной бронзы, на постаменте белого мрамора. При последних владельцах и до 1930-х годов располагались в Северном салоне Робера.
Уже в документах 1920-х годов указано, что оба подсвечника поломаны и склеены. С 1950-х годов предметы хранились в фонде: безвозвратные утраты больших фрагментов колонок сделали их экспонирование невозможным. К моменту реставрации оба подсвечника пришли разбитыми, с многочисленными утратами, следами старых грубых склеек от предыдущих консервационных мероприятий, бронза была сильно потерта и загрязнена.
Основной задачей при проведении реставрационных работ являлось восстановление утрат аметистового кварца. Например, один из подсвечников при высоте колонны 22 см имел утрату аметиста 15 см. Для подбора наиболее оптимального состава провели длительную экспериментальную работу. Итоговое вещество должно было по цвету и структуре гармонировать с подлинным материалом, иметь хорошую пластичность для точного воспроизведения формы подсвечника и восполнения линии скола.
Наиболее подходящим по характеристикам был признан эпоксидный клей (оптический) с небольшим количеством масляной краски в тон аметиста при её добавлении доделка не очень сильно отличалась по цвету от оригинала и в то же время сохраняла некую прозрачность, свойственную камню. Для наибольшего сходства с аметистом, имеющим очень неоднородный цвет от серого до темно-фиолетового, были отлиты пластины смолы, подкрашенные краской от розового до темно-фиолетового цвета. Эти пластины разламывались на мелкие кусочки, затем, при отливке доделки, наполняли ее разноцветными вкраплениями, что придавало ей более «живой» вид.
Первым этапом оба подсвечника очищались от загрязнений, следов бытования и материалов предыдущих реставраций: следов клея, остатков мастиковок. Затем, для воссоздания утрат, с аналогичного по конструкции и размерам мраморного подсвечника были сняты формы с помощью разогретых пластин зубоврачебного воска. В снятую форму заливался слегка подкрашенный эпоксидный клей, наполненный мелкими кусочками ранее отлитых разноцветных кусочков эпоксида более интенсивной окраски.
В сохранившейся части аметистового стояна высверливалось отверстие, в котором при помощи эпоксидного клея закреплялась металлическая спица. Отлитые фрагменты колонны устанавливались по месту утраты вокруг металлической арматуры с помощью эпоксидной смолы. После высыхания смолы доделке придавалась нужная форма с помощью шкурки №№ от 400 до 2000. Для защиты и придания экспозиционного вида восполненные фрагменты были покрыты слоем лака.
Завершающий этап монтаж подсвечника осуществлялся при помощи эпоксидного клея: постамент, колонна, капитель были установлены по месту и закреплены.
Реставратор музейных предметов – Травкина Наталья Александровна, реставратор 1-ой категории по керамике и фарфору.
Результатом реставрационных работ стало буквальное восстановление из руин двух подсвечников из Юсуповского собрания. В скором времени два удивительных по красоте осветительных прибора, не экспонировавшихся с 1950-х годов, займут своё место в парадных зала дворца в Архангельском.