7 декабря

7 декабря — день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской. 

В России с этим именем связано многое: сразу две императрицы на Российском престоле с именем Екатерина Алексеевна, десятки храмов, возведенных в честь святой Екатерины, даже город Екатеринбург отмечен на карте страны.

Наш музей присоединяется к поздравлениям и хочет рассказать о предметах, связанных с этим именем.

Повествование посвящено двум персонажам русской истории ‒ немецкой принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, вошедшей в историю России как императрица Екатерина Великая. С этим именем знаменуется «золотой век» Российской империи. Екатерина II внесла неоценимый вклад в развитие российского просвещения, науки, искусства и сферы образования.

Второе имя – просвещённый царедворец Николай Борисович Юсупов, вельможа высшего ранга, доверенный арт-агент императрицы Екатерины, Верховный маршал коронаций трех российских императоров: Павла I, Александра I и Николая I. Министр Уделов, директор Императорского Фарфорового и Стекольного заводов, а также Шпалерной мануфактуры; глава Императорских театров; собиратель и первый директор Императорского Эрмитажа, - занимаемые одновременно должности сделали князя «министром культуры и художественной промышленности» своего времени.

При деятельном участии монархини состоялись два бракосочетания: сестры князя Евдокии Борисовны с герцогом Курляндии Петром Бироном и Николая Борисовича с её любимой фрейлиной княгиней Татьяной Васильевной Потёмкиной, племянницей светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического.

Со смертью императрицы в 1796 году (церемония погребения была возложена на князя Юсупова) идеалы эпохи Просвещения для ее вельможи не умерли, а были увековечены в подмосковной усадьбе Архангельское, приобретенной им в 1810 году. Знаменитый екатерининский вельможа основал в своей подмосковной настоящий Мусейон с произведениями живописи и скульптуры лучших европейских мастеров, богатейшей библиотекой, великолепным парком и усадебным театром, выстроенным по проекту и наполненным сценическими полотнами итальянского художника Пьетро Гонзаги.

Личность Юсупова-коллекционера формировалась под влиянием философских, эстетических идей и художественных вкусов екатерининского времени. Занятие собирательством для него было своего рода творчества.

Судя по «Описи разным вещам, имеющимся в Архангельском Доме…» скульптурные изображения венценосных особ – часть мраморной портретной галереи, ‒ располагались в Императорском зале с 1822 года. 

«Портрет Екатерины II» выполнен Карлом Альбачини (Albacini Carlo, 1735‒1813), итальянским скульптором и реставратором в конце XVIII века. Самодержица предстает в лавровом венке и диадеме. Волосы локонами спадают на плечи. Бюст скопирован Карло Альбачини с мраморного оригинала Федота Ивановича Шубина (1740-1805), хранящегося в Лондоне в Музее Виктории и Альберта.

Облик Императорского зала дополняет барельеф Екатерины II, исполненный в мастерской К. Альбачини. Беломраморный горделивый профиль великой императрицы четко выделяется на фоне черного шифера в обрамлении рельефного бронзового венка из лавровых листьев.