4 ноября

Модель памятника Минину и Пожарскому в Архангельском

4 ноября жители России отмечают государственный праздник - День народного единства.

В связи с этой памятной датой, хочется рассказать о модели знаменитой скульптуры, хранящейся в собрании музея-усадьбы "Архангельское".

Создание одного из наиболее известных памятников Москвы, монумента "Минин и Пожарский" русским мастером мемориальной пластики Иваном Петровичем Мартосом (1754-1835) заняло почти 14 лет.

202 года назад открытие памятника, исполненного и установленного на народные деньги, стало знаменательным событием не только для Москвы, но и для всей России. Он стал первым скульптурным монументом города (прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы) и первым произведением русского монументального искусства, сооруженным не в честь государя или великого полководца, а в благодарность народным героям.

Во второй половине XIX века в обществе растёт интерес к героическому прошлому, появляется спрос на предметы исторической тематики. Известность памятника Минину и Пожарскому была очень высока – об этом свидетельствует популярность так называемых редукций, уменьшенных копий, одна из которых является частью коллекции скульптуры подмосковного Архангельского.

Бронзовая группа "Минин и Пожарский" из коллекции скульптуры музея-усадьбы – это уменьшенная в шесть раз модель памятника, почти точно повторяющая оригинал, за исключением некоторых деталей в одежде и доспехах. Интерес и особое значение для собрания музея представляет тот факт, что эта скульптура была заказана специально для Архангельского непосредственно владельцем усадьбы князем Николаем Борисовичем Юсуповым-младшим (1827-1891), внуком екатерининского вельможи.

В середине XIX века в Москве на Пятницкой улице открылась небольшая бронзолитейная мастерская. Немец Густав Шмидт успешно наладил создание небольших бронзовых моделей знаменитых московских памятников. Художественные изделия мастерской украшали кабинеты писатлей, духовных лиц, дворцовые интерьеры и, порой, загородные поместья знати. Эту, по сути, сувенирную продукцию он продавал в своем фирменном магазине, в доме Кашгаровой на Петровке. В 1853 году в московских газетах появляются объявления, рекламирующие продукцию Шмидта: «По дешевым ценам, в бронзовом моем заведении, на Петровке, в доме Кашгаровой будут продаваться бронзовые и фарфоровые лампы… модели: царь-колокола, царь-пушки, памятника Минину и Пожарскому, канделябры, подсвечники, курильницы, чернильницы и разные кабинетные вещи. Несмотря на весьма дешевую цену, эти вещи по изящному исполнению и разнообразию, удовлетворяя самому прихотливому вкусу и требованиям настоящей моды, могут служить для подарков к наступающему празднику».

В 1850-х гг Николай Юсупов-младший заказывает мастерской Шмидта модель памятника Минину и Пожарскому для Архангельского. На лицевой стороне плинта мы можем видеть клеймо мастерской: Г. ШМИДТЪ.

Бронзовая группа прекрасно дополнила обширную коллекцию парковой скульптуры усадьбы. На сохранившейся в фондах музея фотографии 1903 года мы можем видеть, как удачно скульптура вписалась в пейзаж восточной части английского парка в Архангельском, в 1908 году она перенесена на противоположную, более уединённую часть парка (в настоящее время скульптура постоянно находится в фондохранилище).

0322.20,21.jpg

Лист фотоальбома с видами Ярославской губернии и Архангельского. (Инв.№ МФФ-322.20.21)
Архангельское, 1903 год:
Неизвестный фотограф. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в пейзажном парке. Уменьшенная модель памятника Мартоса И.П. Памятник А.С.Пушкину на аллее, носящей имя поэта.

Народный, во всех смыслах, Памятник Минину и Пожарскому по праву считается прекрасным образцом русского классицизма, призванным увековечить подвиг героев, и свидетельствует об интересе и уважении к истории своей страны князей Юсуповых.

Материал предоставлен Гусаковской Т.Ю., зав. сектором скульптуры и слепков,
и Мачугиной О.В., хранителем фотофондов и архива музея-усадьбы "Архангельское".