Усадьбу Архангельское отличает коллекция декоративной парковой скульптуры. Особое место занимает собрание из тридцати анималистических скульптур (двадцать шесть львов и четыре собаки).
Двенадцать скульптур львов из собрания князей Голицыных впервые упоминаются в Описи, составленной в связи с приобретением князем Николаем Борисовичем Юсуповым в 1810 году усадьбы Архангельское у Марии Адамовны Голицыной (вдовы Николая Алексеевича Голицына): «Круг Большого дома львов больших 12…».
Напомним, что львы располагались по четыре с каждой из сторон - западной, восточной и южной Большого дома (Дворца). Иконографически они восходят к так называемому "египетскому" (прямо смотрящему) типу, широко распространенному в эпоху Возрождения и позднее. Статуи львов своеобразны. Их голову, шею и часть спины, как у древнеегипетских сфинксов, покрывает платок – клафт, один из символов власти египетских фараонов. Оригинал других львов, обращенных друг к другу, хранится в Музеях Ватикана.
Широкое распространение львиные изображения получили лишь в конце XVIII столетия. Они органично вошли в городские ансамбли и в убранства загородных резиденций. Особенно широко львиные изваяния распространились в Петербурге и пригородах: Петергофе, Павловске. Анималистическая скульптура обогатила облик Москвы и ее окрестностей. Львы украшали подмосковные усадьбы графов Шереметьевых – Останкино и Кусково. Декоративные фигуры львов, установленные попарно и симметрично, украшали боковые фасады зданий. Однако, важно заметить, фасады более ни одного дворца, кроме Архангельского, не были украшены сразу таким большим количеством мраморных изваяний львов – двенадцать штук.
Хочется отдельно сказать несколько слов об особом значении образа льва для рода князей Юсуповых. Львы – не только грозные хранители, но и символ всевластия, мощи и богатства. Они сопровождали представителей княжеского рода повсеместно – начиная от фамильного герба и заканчивая многочисленными живописными и скульптурными изображениями во дворцах и поместьях.
В садах Архангельского мы можем увидеть совершенно разных львов. На уступах лестницы, ведущей с Верхней террасы на Нижнюю - Львы идущие. В центральной части подпорной стены Нижней террасы львы совсем другие – мощные, грозные с шарами. А на уступах лестницы Нижней террасы – милые и дружелюбные.
Важно помнить, что перед вами подлинная скульптура XVIII века из итальянского мрамора. Не прикасайтесь к мрамору руками. Достаточно любоваться им со стороны!
Мраморы «придают саду великое украшение и умножают чрезвычайным образом его красу и приятность" – писали об убранстве сада современники князя Н.Б. Юсупова-старшего.
На мраморных львов, сфинксов и пушки можно полюбоваться на специально подготовленной площадке, которая находится между Западным флигелем Дворца и Домиком Смотрителя.
Материал предоставлен Т.Ю. Гусаковской, зав. сектором скульптуры и слепков.