28 ноября

24 ноября 2022 года в Саратове в Муниципальном учреждении культуры «Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского» открылась выставка «Греческий сюжет», которая полностью состоит из уникальных предметов богатейших коллекций Государственного музея-заповедника «Архангельское». В экспозиции затронуты темы, касающиеся мифологии, сочинений Гомера, искусства, наук, театра, литературы, быта и обычаев древней Греции. Каждая тема необъятна и многогранна. Выставка уже вызвала большой интерес среди первых посетителей. Сегодня предлагаем вашему вниманию рассказ о том, что показано в разделе выставки, обозначенном как «Мифология».

Древние греки были удивительно талантливым и жизнерадостным народом. Они создали великолепные легенды о богах и героях – мифы, которыми зачитываются и поныне. Миф – это словесное объяснение явлений природы, законов мироздания, особенностей отношений между людьми. В разные века мифы служили источником для создания произведений искусства. Знание мифологии среди аристократов XVIII – XIX веков, начиная с детства, было чем-то само собой разумеющимся, окружающая обстановка богатых дворянских особняков также этому способствовала.

Увлечение античностью Н.Б. Юсупова (1751-1831) нашло отражение в собранных им художественных коллекциях. Экспонаты первого раздела выставки свидетельствуют о многообразии имеющихся предметов: книги и альбомы с гравюрами, украшенные изображениями античных мифов; керамические тарелки с росписью; фарфоровые сервизы, например, на сюжет мифа о Зевсе (соответствует древнеримскому Юпитеру), Гере (ее римский аналог - Юнона) и нимфе Ио; коллекции слепков с резных камней, запечатлевших Аполлона (Феба), Артемиду (Диану), Афродиту (Венеру), Гефеста (Вулкана), Эрота (Амура), других богов и богинь Древней Греции, а также героев и существ.

Обратимся к самому раннему по времени создания предмету экспозиции - тарелке «Битва гигантов», изготовленной в Италии, Урбино (?) в XVI веке (инв. № К 463). На ней изображена сцена битвы богов-олимпийцев с гигантами. Вспомним миф о гигантомахии. Подбиваемые своей матерью Геей, затаившей обиду на Зевса за то, что тот заточил её сыновей-титанов в преисподнюю, гиганты стали забрасывать небо огромными скалами и горящими деревьями с целью уничтожить богов Олимпа и стереть с лица Земли человечество. На представленной композиции Юпитер, восседая в обрамлении туч, правой рукой целится молнией в лежащего на земле и смотрящего на него гиганта. В центре - двое поверженных гигантов: один лежит лицом вниз, упав со ступеней, выше него - другой, распластанный на спине с запрокинутой головой. На среднем плане - трое спасающихся гигантов: двое у скалы, третий идёт берегом реки, обхватив руками голову. Гея знала, что её детей можно одолеть, и поэтому пыталась найти волшебное растение, которое бы сделало её сыновей бессмертными. Зевс запретил Гелиосу и Селене освещать Землю, чтобы Гея не смогла увидеть нужное ей растение. Геракл же отыскал это растение даже во тьме и доставил его на Олимп. Боги стали сильнее гигантов, а в скором времени с помощью стрел Геракла богам удалось победить гигантов. Блюдо выполнено из майолики – цветной обожженой глины. [итал. maiolica, от Majolica – старого назв. о. Мальорка (Майорка)].

На фарфоровом бокале, сделанном во второй половине XVIII века в Мейсене, имеется миниатюра "Юпитер, Юнона и Ио" (инв. № К 1203/1). На изображении можно увидеть, как в облаках восседает богиня Юнона и указывает жестом правой руки на коричневую корову (Ио), стоящему перед ней Юпитеру. Ио была аргосской принцессой и нимфой наядой, которую любил бог Зевс (или Юпитер). Когда богиня Гера (или Юнона) внезапно прервала их свидание, Зевс превратил девушку в белую телицу. Однако ему не так-то легко было обмануть свою супругу, она попросила у мужа животное себе в подарок. Затем Гера назначила для Ио стража - стоглазого великана Аргуса. Зевс послал Гермеса убить надзирателя, но Гера вскоре отомстила Зевсу, поразив Ио в форме телки оводом. Жалящее насекомое свело корову с ума, заставив ее бродить по просторам Европы и Азии, чтобы в конце концов добраться до Египта. И тогда Зевс прикосновением руки вернул Ио ее прежнее обличье, и она родила ему сына Эпафа. На то, что перед нами не сцена из жизни земных царей, а сюжет из античных мифов указывает орёл с перунами в лапах – символ верховного бога античной мифологии.

В библиотеке бывшего владельца усадьбы Архангельское нет подлинных древнегреческих рукописей, но количество и многообразие имеющихся книг и альбомов, раскрывающих мир этой удивительной страны и её культуры весьма внушительное. На выставке в «Сборнике различных сюжетов в греческом стиле, составленных, нарисованных и гравированных А.-Э. Фрагонаром», напечатанном в Париже в 1815 году (инв. № РК 9068), открыта иллюстрация, где представлены древнегреческий бог Тритон, вестник глубин, сын Посейдона, и Наяда, дочь Зевса, нимфа рек, ручьев и озер. Тритон способен усмирять и вздымать волны, обычно он трубил для этого в свой рог изготовленный из раковины.

На другой иллюстрации парижского издания 1782 года «Письма миссионера в Пекин» Ж.-Ж. Дорту де Мерана (инв. № РК 3548) показан сердолик Короля, где вокруг Юпитера, восседающего на Олимпе, расположены все знаки Зодиака в античном отображении. Они во многом отличаются, особенно позой, от тех, что появятся на более поздних картах и небесных глобусах. Греки создали систему знаков зодиака, т.е. Солнечный путь, который за год преодолевает на своей колеснице Гелиос. У каждого из 12 богов Олимпа имелось одно любимое созвездие, там боги жили в своих небесных дворцах. И в древности, и ныне считают, что созвездие, под которым родился человек, имеет магическое значение для его характера и судьбы.

На фронтисписе издания К.-Э. Савари «Письма о Греции, служащие продолжением таковых из Египта», напечатанного в Париже в 1788 году (инв. № РК 4192) выгравирован план Кносского лабиринта, срисованного с античного камня. В форме писем автор повествует о городах и островах Греции, о Кносском дворце, лабиринте и Минотавре. Минос – царь Крита, сын Зевса и Европы, муж Пасифаи, отец Ариадны. Минотавр – чудовище-человекобык, рождённый женой Миноса. Лабиринт был построен афинским архитектором Дедалом и служил тюрьмой, выйти из него было почти невозможно. Расположение окружностей и ходов лабиринта напоминало улитку. Андрогеос, сын Миноса, стал победителем во всех спортивных дисциплинах, участвуя в играх в Афинах. Кто-то из обиженных афинян устроил засаду и убил его. Это убийство вызвало гнев Миноса, он тотчас же объявил войну Афинам и отправился в поход. Возмещение ущерба, которое он потребовал у афинского царя Эгея, было намного жестче и позорнее, чем само поражение Афин: каждые 9 лет Эгей должен был отправлять в Лабиринт 7 девушек и 7 юношей. Их запирали в громадном дворце - Лабиринте, где они доставались ужасному чудовищу. Продолжение истории многие знают.

Для изучения античности, а также «для воспитания способности воспринимать прекрасное в искусстве», по мнению немецкого ученого Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768), могли служить не только оригиналы, но и слепки с резных камней. В век Просвещения широкое распространение получили систематизированные коллекции слепков с гемм, так называемые «дактилиотеки». Слепки с гемм представляют собой рельефные оттиски, выполненные из белой гипсовой массы и обрамленные в картонную окантовку с позолоченным краем. В зависимости от хронологических и тематических признаков слепки размещены на выдвижных планшетах в футлярах, стилизованных под книжные фолианты. В данном разделе выставки находится планшет по мифологии из «Дактилиотеки Липперта», выполненный Г.Б. Рабенштайном в Дрездене в 1805-1816 годах (инв. №№ С 187-231). На слепках - изображения богов – Артемиды (Дианы) и Аполлона (Феба), Афродиты (Венеры) и Гефеста (Вулкана), мифических героев - крылатого коня Зевса - Пегаса, зверя с головой и крыльями орла и туловищем льва - Грифона, а также сцен, иллюстрирующих разные античные мифы.

Приведем описание сюжета одного из слепков, где действующими лицами являются Аполлон и Марсий. Сатир Марсий нашел тростниковую флейту, принадлежавшую ранее Афине Палладе. Афина сама сделала себе эту дудочку и любила на ней поиграть, но однажды увидела свое отражение в зеркальном щите и поняла, что игра на флейте портит ее прекрасное лицо. Афина прокляла и выбросила флейту. Сатир ничего не знал об ее проклятии и научился исполнять мелодии на этом замечательном инструменте. Все слушали и удивлялись его игре. Тогда Марсий стал хвастаться, что играет лучше самого Аполлона. Последний решил наказать сатира за зазнайство. Устроили состязание. Марсий играл прекрасно, но стоило зазвучать чарующей музыке золотистой кифары Аполлона, не только слушатели, но даже воздух застыл в изумлении. Единодушно победу признали за Аполлоном, а нескромного Марсия повесили за руки на высоком дереве, чтобы никогда уже он не смог взять в руки флейту.

Выставка «Греческий сюжет» похожа на сложный лабиринт, где предусмотрено движение «по кругам улитки». Иногда может показаться достаточно мимолётного взгляда на тот или иной экспонат, но вскоре у вас снова появляется желание вернуться и более внимательно рассмотреть мельчайшие детали какого-то предмета, перечитать одну из аннотаций или страницу текста раскрытой книги.

Продолжение следует. До новых встреч!

Публикация подготовлена Н.И. Дозоровой

Фотографии выполнены Е.С. Охановой