28 июня

Образ философа, писателя, композитора и ботаника Жан-Жака Руссо (1712–1778) создан по мотивам известной гравюры Г. Гуттенберга с рисунка Жана Мишеля Моро-младшего "Последние слова Руссо" и иллюстрирует последние минуты жизни знаменитого философа: сидя в кресле напротив окна, он просит жену раскрыть ставни, указывая на них рукой.

Реалистично сидящая фигура выполнена в натуральную величину мастерами в сложной и непривычной для скульптуры технике папье-маше – редкий экземпляр, уникальность которого заключается уже в том, что он сохранился до наших дней.

Отдавая дань моде на взгляды французского философа, многие знатные вельможи XIX столетия имели в своих коллекциях не только живописные, скульптурные или графические изображения Руссо, но и прижизненные издания «женевского мудреца». Не стала исключением и коллекция князя Николая Борисовича Юсупова.

На протяжении двух столетий – при владельцах усадьбы, а после революции в созданном там музее – скульптура украшала один из залов обширной библиотеки в Архангельском, являясь её символом и, можно сказать, "фирменным знаком".

Взгляды Руссо – культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму – оказали заметное влияние на общественную мысль и литературу того времени.