27 марта
 

27 марта

   27 марта ежегодно все работники театров и поклонники театрального искусства в России, как и во многих других странах, отмечают Всемирный день театра, установленный в 1961 году IX конгрессом Международного института театра.

   Бывший владелец усадьбы Архангельское Николай Борисович Юсупов (1751-1831) не только сам любил и посещал театр, но и содействовал его развитию в России. По приглашению князя в Санкт-Петербург приехал работать итальянец Пьетро ди Готтардо Гонзага (1751-1831), получивший должность главного художника Императорских театров. Театральный декоратор и архитектор П. Гонзага готовил проект здания театра в Архангельском и создал несколько смен декораций для усадебного театра.

   По распоряжению императрицы Екатерины II в 1791-1799 гг. Н.Б. Юсупов был назначен директором Императорских театров. Он содействовал процветанию итальянской оперы в Москве, привнес различные усовершенствования в деятельность Императорских театров, в частности, ввел нумерацию кресел в зале, установил порядок при учете денежных сборов и пр.

   Князь имел собственную крепостную труппу «Капель», получившую такое название благодаря чиновникам домовой канцелярии, переделавшим непонятное им иностранное слово «капелла»; и собственный оркестр, насчитывавший в разные годы от 21 до 29 человек. В Юсуповскую «театральную школу» набирали воспитанниц с 7 лет (иногда брали даже с 5), занимались с ними танцами, пением, чтением, музыкой и итальянским языком, кого-то обучали французскому языку, а также игре на клавикордах и гуслях. Для крепостных актрис выкупали ложи в русском и итальянском театрах в Москве, чтобы они приобретали навыки сценического опыта.

Более 2000 изданий в библиотеке Н.Б. Юсупова составляли драматические произведения, оперные либретто, труды по истории и теории театрального дела. Сегодня предлагаем взглянуть на одно любопытное издание размером ин-фолио «Коллекция портретов артистов парижских театров», напечатанное в Париже типографом Франциском Ноэлем, год выпуска на титульном листе отсутствует (Collection de portraits des artistes des théâtres de Paris dessinés et lithographiés d'après nature par Colin [et Marin]. - Paris: Francisque Noël aîné, s.a. / ГМУА, РК Инв. № 9783).

   Художники Александр-Мари Колен (Alexandre-Marie Colin, 1798-1875) и Мишель-Анж Марин (Michel-Ange Marin, 1697-1767) рисовали с натуры портреты известных артистов различных парижских театров в костюмах персонажей, исполняемых ими ролей. Далее с рисунков делали гравюры и публиковали отдельными продолжающимися на протяжении нескольких лет выпусками.

   Среди выразительных лиц на страницах указанного издания особенно выделяется Пьер-Шери Лафон (Pierre-Chéri Lafont, 1797-1873). На гравюре актер представлен в роли дона Педро в спектакле «Пьер Португальский» (рис. Колен, грав. Ноэль). Актер имел прекрасное телосложение и по отзывам современников «все женщины Парижа были в него влюблены». Обаяние П.-Ш. Лафона, дебютировавшего в роли Танкреда, покорило даже знаменитого Франсуа-Жозефа Тальма (François – Joseph Talma, 1763-1826), который понимая и принимая молодого артиста, согласился отказаться от своих прав, закрепленных за ним ранее уставом театра Комеди-Франсез.

   Театральная жизнь в конце XVIII – начале XIX вв. была разнообразной и многоликой. Образованный вельможа Н.Б. Юсупов за свою жизнь видел много спектаклей и опер в разных театрах Европы и России, а благодаря своей уникальной и богатой библиотеке князь знал тончайшие нюансы всего происходящего в театральном мире. Он умел вызывать восхищение у своих современников. Приведем цитату из воспоминаний человека, присутствовавшего на спектакле крепостного Юсуповского театра: «Чем-то сказочным показалась мне эта обширная зала, освещенная люстрой и множеством кенкетов, окаймленная тройным поясом лож, уставленная рядами кресел и замкнутая каким-то ландшафтом, в котором я еще не подозревал занавеса… Только что князь сел с своими гостями, загремел оркестр, и вскоре поднялся занавес. Давали балет «Зефир и Флора». Я в первый раз увидел театральную сцену, и на ней посреди зелени и цветов, толпу порхающих женщин, в каких-то воздушных нарядах…» (Милюков А.П. Доброе старое время. СПб., 1872. С. 94-95).

   В настоящее время жизнь в усадьбе Архангельское продолжается и в лучших традициях былых времен сотрудниками музея подготовлена интересная программа к дню театра, информацию о которой можно увидеть на сайте.

                    Публикация подготовлена Н.И. Дозоровой.

                    Фотографии выполнены Е.В. Соловьевой.