26 Мая

Люстра на 132 свечи

В мае 1860 года в Овальном зале дворца заняла своё место люстра на 132 свечи. До этого времени зал освещали при помощи стеклянных стаканчиков («шкаликов») с воском, стоявших по карнизу над колоннами.

Люстра выполнена из мастики и папье-маше, с помощью которых ещё в XVIII веке начали имитировать дорогую золочёную бронзу. Технику мастичной лепки применяли как для изготовления всего предмета, так и для декора отдельных его частей. Основой светильника служил металлический каркас, на который накладывали мастику и формовали, после высыхания изделие покрывали позолотой.

В московских домах князей Юсуповых светильники из мастики и папье-маше были представлены достаточно широко. Они украшали интерьеры дома в Большом Харитоньевском переулке, дома на Большой Никитской улице и большого дома в Архангельском.

Люстра из овального зала дворца была выполнена на рубеже 1833-1834 годов на московской фабрике Александра Зеинлейна (в архивных документах его фамилия приводится в нескольких вариантах: Зеинлейн, Зиглеин, Цеглейн). В январе 1834 года её вместе с несколькими другими отправили в петербургский особняк князей Юсуповых на Мойке, где разместили в танцевальной зале.

В мае 1860 года, во время подготовки усадьбы к приёму императора Александра II, этот роскошный многосвечный светильник перевезли в Архангельское и разместили в центральном зале Большого дома.

Изначально люстра предназначалась для свечного освещения, но в последнее десятилетие XIX века, после устройства собственной усадебной электростанции, её переделали для электрического освещения. Вместо свечей в профитки поставили имитирующие их лампочки на высоких деревянных стержнях, убранных в полые трубочки молочного стекла. Владельческая проводка и оригинальные лампочки конца XIX века сохранены до настоящего времени.

Материал для публикации предоставила хранитель коллекции "Осветительные приборы" музея-усадьбы Анастасией Евгеньевной Москалевой.