26 февраля
 

26 февраля

С какого зала Вы ни начнёте своё виртуальное путешествие по Дворцу, в Кабинете князя вы обязательно обратите внимание на уникальный музейный экспонат ‒ портрет из гипса владельца усадьбы Николая Борисовича Юсупова-старшего.

По имеющимся архивным материалам, впервые имя скульптора встречаем в книге расходов Московской канцелярии 15 февраля 1832 года: «Заплатить скульптору Витали за сделанные им модель и пять бюстов покойного Его сиятельства Князя Николая Борисовича ‒ 400 р.» Из пяти бюстов три отправились в Петербург, а два остались в Москве. Предположительно, один из московских попал в Архангельское, другой оказался в Московской канцелярии, которой Борис Николаевич Юсупов указал хранить завещание отца под бюстом.

Интересная деталь – на этот бюст был изготовлен чехол (!), о чем в расходах Московской канцелярии записано 26 марта 1832 года: «Заплачено вольному стекольщику за вставление в чехол на бюст покойного князя Николая Борисовича Юсупова 14 р.»

Единственная сохранившаяся авторская гипсовая отливка портрета Н.Б. Юсупова украшает кабинет князя в усадьбе. Скульптором Иваном (Джованни) Петровичем Витали (1794‒1855) создан образ высокопоставленного государственного вельможи высшего ранга, высокообразованного дипломата, доверенного сановника императрицы Екатерины II, Верховного маршала коронаций трех российских императоров: Павла I, Александра I и Николая I.

Николай Борисович Юсупов (1750/1751‒1831) ‒ министр уделов, директор Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов, а также Шпалерной мануфактуры; глава Императорских театров (кстати, именно Юсупов ввел в России нумерацию мест в театрах); первый директор Императорского Эрмитажа, ‒ занимаемые одновременно должности сделали князя «министром культуры и художественной промышленности» своего времени.

Вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года князь был назначен Главноначальствующим Экспедицией Кремлевского строения и Оружейной палаты, именно под его руководством проходило восстановление Кремля.

Перенесемся в тот период истории и расскажем об одной из сохранившихся на своем историческом месте достопримечательностей столицы.

Москва в начале 20-х годов XIX века переживала период восстановления после разрушений, причиненных войной 1812 года. Эту градостроительную задачу решали вплоть до середины XIX века лучшие московские зодчие, приглашенные архитекторы и выдающиеся скульпторы ‒ Д. Жилярди, О.И. Бове, Е.Д. Тюрин, М.Д. Быковский и герой нашей заметки И.П. Витали (некоторые из них на протяжении многих лет выполняли различные заказы Н.Б. Юсупова). В 1820–1830-х годах Иван Петрович, создав многочисленные монументально-декоративные произведения для общественных и частных зданий Москвы, был занят и в оформлении фонтанов, находившихся на перепланированных в это время Театральной, Лубянской и Иверской площадях.

Петровский (Петровская в 1820-е годы название Театральной площади) считается одним из старейших общественных фонтанов Москвы, вписанным в городской ансамбль. Композиция площади была разработана Бове еще в 1819 году, фонтанная группа для водозаборной чаши, выполненная И.П. Витали, появилась значительно позднее, в 1835 году. Ваятель тематически связал декоративную бронзовую скульптуру со зданием Большого театра: основной бассейн помещен на постамент, верхняя чаша расположена на колонне, которую окружают аллегории комедии, трагедии и музыки в виде детей-амуров, олицетворяющих все грани театрального искусства. Например, группа «Музыка» состоит из девочки, кокетливым жестом поддерживающей гирлянду, и амура у ее ног. Зритель, желая рассмотреть статуи, невольно следует направлению их жестов и обходит фонтан кругом. Мастер внимательно продумал связь архитектуры и скульптуры, акцентируя его как центр сквера. Однако, приобретя художественное оформление, водомёт не лишился своей функциональности. Остался удобным и для набора воды. К тому же от него по трубам сделали водоотводы к ближайшим зданиям. Ежедневно фонтан поставлял жителям столицы примерно 17 тысяч ведер воды.