25 марта
 

25 марта

Будущий теоретик искусства и архитектор родился 25 марта 1751 года. После обучения в Венеции и Милане, мастер ведуты и живописной техники кьяроскуро, прославился театральными декорациями с эффектами «обмана зрения». По мнению историков искусства, Гонзага - первый театральный художник в современном смысле слова.

С 1792 Пьетро Гонзага начинает работать в России, которая стала для него второй родиной. Здесь нашло широкое применение его разностороннее дарование. Гонзага был главным художником Санкт-Петербургских императорских театров, оформлял все наиболее значительные спектакли в столице и ее загородных дворцах — Гатчине, Павловске, а также в Москве и Подмосковье. Он сотрудничал с такими крупными хореографами, как Вальберх и Дидло. К числу его произведений относятся декорации к «Пираму и Тизбе» Канциани (1795), «Сельскому празднику» Мартини (1798), к трагедиям Озерова: «Эдип в Афинах» (1804), «Дмитрий Донской» (1807); к «Илье Богатырю» Кавоса и многие другие. Впервые на русской сцене появились видовые занавесы. Это были виды Павловска, Эрмитажного театра, Петергофа, вид на Биржу... Он создал росписи Павловского дворца, знаменитой галереи Гонзага, Пиль-Башни, Розового павильона.

В середине 1818 года в Архангельском открывается театр, возведенный по его инновационному проекту. Это один из немногих существующих в мире старинных театров, не затронутых реконструкциями.

Все гости музея-усадьбы «Архангельское» могут увидеть не только оригинальные элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии, но и копии декораций. Подлинные декорации, не сохранившиеся более ни в одном из европейских театров, хранятся в фондохранилище.

Мы гордимся тем, что самая яркая часть творческого наследия выдающегося театрального декоратора сохранилась в России.