С 1838 года центральное место на Парадном дворе занимала монументальная работа неизвестного итальянского скульптора конца XVIII века «Менелай с телом Патрокла».
В 2008 году мраморная композиция была возвращена в восточную часть Верхней террасы, где она находилась ранее, до 1838 года.
Статуи в полный рост «Менелай с телом Патрокла» и «Геркулес и Антей», размещенные перед южным фасадом Большого дома, были легко узнаваемы современниками князя Николая Борисовича, получившими образование в эпоху Просвещения и много путешествовавшими по Европе. Во Флоренции на протяжении XVII-XVIII вв. более ранние прототипы этих скульптур как парные украшали сад Палаццо Питти.
Группа «Менелай с телом Патрокла» представляет копию с античного оригинала из Пергама, датируемого 240-230 годами до н.э. Широко известная античная скульптура размещена в Лоджиях деи Ланци, а ранее находилась на мосту Понте Веккио.
Название «Менелай с телом Патрокла», закрепившееся с конца XVIII столетия, соответствует тексту «Илиады» Гомера о подвиге и гибели Патрокла, фессалийского героя, друга и соратника Ахилла в Троянской войне. Менелай, спартанский царь, муж Елены Прекрасной, проявив доблесть, отнес тело погибшего Патрокла в греческий лагерь.
Данный сюжет нашёл свое отражение в других видах искусства, в том числе в глиптике, резьбе на драгоценных и полудрагоценных камнях. Изображения легендарных героев и сцен из Троянской войны представлены в коллекции слепков с резных камней, выполненных в гипсе и красной сере и хранящихся в библиотеке князя Н.Б. Юсупова (1751–1831) в Архангельском. Монументальная скульптурная композиция «Менелай с телом Патрокла» повторяется в миниатюрной форме. При этом сохраняется весь драматизм и острота ситуации, описанной в «Илиаде».
Интересный факт, что по поводу персонажей скульптурной группы многие века ведется дискуссия. Одни видели в них Менелая с телом Патрокла, другие отдавали предпочтение не менее знаменитым троянцам – Аяксу с телом Ахилла. Согласно «Описи Разным вещам, имеющимся в Архангельском Доме, в Галерее, в Капризе и во флигелях» 1822 года, среди «Разных мраморов въ саду» эта группа значится как «Орестъ и Пиладъ».
Татьяна Юрьевна Гусаковская, заведующая сектором скульптуры и слепков.