21 ноября

Спешим пригласить вас на выставку, которая проходит в Верхнем зале Колоннады до середины декабря и хотим рассказать об авторах цветных гравюр, представленных в витринах. Предлагаем Вашему вниманию альбом Армана Густава Убигана (1789-1862) «Нравы и костюмы русских» (Houbigant Armand Gustave «Mɶurs et costumes des russes» - Париж, 1821г., инв. № РК-18799-18829). Убиган – необычайно разносторонняя личность, художник, знаток художественной культуры, парфюмер. Рыцарь Ордена Почётного легиона. Мастер офорта и хороший рисовальщик, совмещавший свой художественный талант с огромными познаниями в исторической науке. Прославился также своими акварелями. Автор большого издания для путешественников, посвящённого многим достопримечательностям Франции. Опубликовал два тома дневника поездки из Парижа в О-Бонн (Пиренеи) (470 рукописных страниц и 530 рисунков), в котором с большой степенью достоверности описал природу, особенности, материальную и духовную культуру населяющих эти районы народов, сделал многочисленные зарисовки с натуры. Кроме того, художник собирал материалы, чтобы написать и проиллюстрировать литографическими пластинами альбом о юности короля Генриха IV. В юности создал карточную игру «Дам де Франс» (1816 г.) (оригинал, хранится в Национальной Библиотеке Франции), составленную ​​после пари с друзьями, чтобы они «играли с картами, отличными от тех, которые тогда были в ходу и считались отвратительными». Кроме того, он был библиофилом и собирал книги. Благодаря своим талантам был упомянут в разделе «Любители» справочника французских художников 1832 года. Ранний наследник семейного состояния, Убиган поселился в Ножан-сюр-Уаз в 1812 году, где был избран мэром. Его альбом «Нравы и костюмы русских» посвящен изучению русского костюма, привычек и нравов населения Российской Империи. В альбоме представлены одежда и народные костюмы представителей различных частей Российской Империи, проиллюстрирован их быт и праздники.

Несколько слов хочется сказать об отце известного графика. Жан-Франсуа Убиган, родившийся в Париже в бедной семье, с малолетства обладал редким даром обоняния. Он прошел обучение в соответствующей гильдии, был подмастерьем, получил звание мастера. Заплатив за соответствующую лицензию, 23-летний парфюмер выбрал для своего первого магазина улицу Фобур-Сент-Оноре. Вскоре к Убигану зачастила тогдашняя VIP-публика – парижская знать, включая августейших особ. Успеху предприятия послужила и его женитьба в 1781 г. на дочери одного из бывших наставников, известного парфюмера мэтра Дешана. Спустя девять лет у Жан-Франсуа Убигана появился наследник – Арман Густав. Духи мастера пользовались популярностью не только на шумных придворных балах, но и на полях сражений! По слухам, один из наполеоновских генералов приказал освежить своих солдат одеколоном перед тем, как послать их в бой. Сам же император, сделавший Убигана своим придворным парфюмером, постоянно делал покупки в магазинчике на улице Фобур-Сент-Оноре. Между тем, главным венценосным «постоянным клиентом» дома «Houbigant» во времена Империи стала императрица Жозефина – императрица-креолка обожала парфюмерию с ароматом модного тогда мускуса. В числе преданных поклонников парфюмерии «Houbigant» также были Наполеон III с супругой, британская королева Виктория, русский император Александр III. Специально для супруги последнего – императрицы Марии Федоровны – фирма создала духи «Bouquet de la Tsarine» («Букет царицы»). К концу прошлого века слава «Houbigant» шагнула далеко за пределы Франции. Офисы фирмы были открыты не только в странах Европы, но и на других континентах – в США, Латинской Америке, Австралии, Японии и Китае. Парфюмерный дом продолжает свою деятельность и сегодня.

Литографии выполнены с гравюр Джона Августина Аткинсона (1775-предположительно -1833), выдающегося английского живописца и гравера, размещенных в альбоме «Живописное изображение нравов, обычаев и развлечений русских» («A picturesque representation of the manners, customs and amusements of the Russians» v. 1-3. London, 1803-1804). С 1784 по 1801 гг. Аткинсон жил в Санкт-Петербурге и путешествовал по России. Он одним из первых европейских мастеров изобразил русские нравы и обычаи, костюмы и антураж. Иллюстрации сопровождаются пояснительными текстами на русском и английском языках, составленными его дядей (по другим сведениями – отчимом) Джеймсом Уокером, в которых нашли отражение особенности понимания иностранцем реалий русской жизни, обычаев, занятий и праздников. Уокер был принят на русскую службу в качестве придворного гравера; при дворе Екатерины II стяжал славу одного из лучших мастеров гравюры своего времени. Аткинсон и Уокер работали в России на протяжении почти двадцати лет. Уокер гравировал некоторые работы Аткинсона, создал тексты к его альбомам о России и о Великобритании, вместе с ним занимался издательским делом. Аткинсон сумел воссоздать красочную мозаику городского и сельского русского быта, зарисовав не только традиционные костюмы различных групп населения, но и средства транспорта, религиозные праздники, игры, забавы и отдых, он запечатлел также яркие жанровые сценки… Уокер же, в свою очередь, максимально красочно и доходчиво составил вспомогательные описания к каждому рисунку. Как отмечал сам Уокер, они ставили себе задачу показать соотечественникам и миру культуру, обычаи и нравы великой и удивительной русской нации, ее неповторимые особенности и отличительные черты. Именно поэтому альбом цветных литографий становится для нас одним из самых важных источников по истории восприятия нашей страны за границей в конце XVIII – начале XIX столетия.

Альбом «Нравы и костюмы русских» включает в себя 50 цветных гравюр в технике литография и является одним из ранних ее образцов. На выставке представлены 10 литографий, изображающих разные типы населения, их характеры, костюмы, род занятий.

1.      «Русский крестьянин».

Костюм крестьянина представляет собой классическую русскую национальную одежду. Он полностью соответствует климатическим особенностям России. В зимнее время крестьяне меняют шляпы на колпаки, а легкое платье на шубы из овчины, которые подпоясывают кушаком. Они никогда не носят галстуков.

2.      «Девушка из окрестностей Новгорода».

Единственным отличием в одежде женщин на всей обширной территории прежней Московии являлась покрытая (или непокрытая) голова. Именно прическа отличала незамужних женщин от замужних. Замужние дамы никогда не показывали своих волос; девушки, наоборот, оставляли волосы почти открытыми, украшая их концы лентами и бусинами.

3.      «Русские женщины» («Молодица и баба»).

К старым женщинам в России относятся с большим уважением, а молодые люди проявляют к ним исключительную почтительность. Все переговоры о брачных делах в деревнях проходят с их участием. Они выступают также в роли повивальных бабок, поскольку мужчин-акушеров у русских крестьян не бывает. Замуж в России выходят в очень юном возрасте, а потому нередко можно увидеть смешливую девчонку 12 -13 лет в полном наряде уважаемой матери семейства. Русские женщины воспитывают детей достаточно строго, стараясь, чтобы они проводили как можно больше времени на свежем воздухе и привыкали выносить капризы самой суровой погоды, поэтому одежды на детях практически не бывает, за исключением короткой льняной рубашки. В домашних делах крестьянки являют собой самых гостеприимных хозяек, старающихся угодить желаниям своих мужей.

4.      «Русская пляска или голубец».

Это традиционный танец русских с мимическим изображением ухаживания. Жестами и движениями танцор имитирует ухаживание за возлюбленной, которая, после множества уверток и ужимок, изображающих отказ и презрение, наконец уступает и присоединяется к нему в веселой пляске, каковой и заканчивается голубец.

5.      «Русская деревня».

Деревня в России обычно представляет собой одну улицу с домами по обеим ее сторонам. Длина улицы в соответствии с таким планом застройки получается иногда весьма велика, и столь же примечательна одинаковая форма домов. Все они имеют двускатные крыши, низко спускающиеся на стены, так что фасад всех имеет вид конуса.

6.      «Русские качели».

Конструкция качелей не требует комментариев – она достаточно хорошо понятна по рисунку. Обычно на концы доски встают парень и девушка, поочередно стараясь раскачаться как можно выше. Остальные сидят на лавке, сопровождая развлечение приятной песней.

7.      «Перевозчики (кольщики) льда».

Одно из преимуществ жизни в странах с суровым климатом – простота хранения большого количества льда в ледниках или погребах, в летнее время. У каждой семьи, как в городах, так и в деревнях, есть такое удобное хранилище, которым пользуются для хранения всевозможных продуктов свежими на протяжении теплого лета. В январе и феврале, когда лед самый прочный, его заготавливают на целый год. Весь погреб выкладывают или наполняют кубическими кусками льда в 3 или 4 фута, а все промежутки забивают кусками льда меньшего размера. В самые холодные зимние дни двери ледника открывают, чтобы мороз мог скрепить в единое всю ледяную массу.

8.      «Карета на полозьях».

Нет в Санкт-Петербурге более привычного зрелища, чем карета, которую тянет четверка, шестерка, иногда даже восьмерка лошадей… Число лошадей, которых обывателям разрешается запрягать в свои экипажи для езды по городу, напрямую связано с их рангом и положением. Каждая пара лошадей имеет своего жокея – мальчика в возрасте от восьми до двенадцати лет. Он почти не переставая кричит во всю глотку, напоминая пешеходам о необходимости держаться подальше. Эта работа для малышей исключительно тяжела, так как зачастую они не слезают с лошади на протяжении всего дня. У кучера, по русской моде, длинная кустистая борода; это зрелище первым привлекает взгляд путешественника, но потом потихоньку привыкаешь к их столь гротескной внешности. Пожалуй, ни в одном из городов Европы не ездят так быстро, как здесь.

9.      «Игра в бабки».

Российские мальчики играют в эту игру небольшими косточками – бабками – от коровьего копыта. Каждый игрок помещает пару своих бабок в ряд с другими, затем игроки отмечают расстояние для броска, и чаще всего первый бросок предоставляется тому, кто стоит дальше всех. Он кидает такой же костью в ряд стоящих бабок и забирает себе те, которые ему удалось вышибить.

10. «Игра в свайку».  

Эта игра, требующая изрядной сноровки, очень популярна в России. Небольшое железное кольцо диаметром примерно в полтора дюйма, кладется на землю, и в него бросают тяжелую железную биту, большая головка которой огранена с восьми сторон. Игрок держит биту или свайку, за конец и кидает ее таким образом, чтобы, крутясь, она ударилась о землю в середине кольца. Если играющий промахивается, он передает свайку другому игроку, пока и тот не промахнется и не передаст свайку дальше.

Публикация подготовлена Т.В. Шокун.

Фото выполнены Е.С. Охановой.