19 января
 

19 января

Будучи уже известным художником, во второй половине 1890-х годов, Серов заработал репутацию великолепного портретиста, создавая портреты представителей высшей знати. К этому же этапу относится так называемый «юсуповский цикл», включивший в себя портреты членов семьи Юсуповых, написанные в начале XX века в интерьерах петербургского Юсуповского дворца на Мойке и в Архангельском.

Незаурядный талант к рисованию Серова начал проявляться в юном возрасте. Так отзывался о художнике его наставник, Илья Ефимович Репин: «Ещё мальчиком Серов не пропускал ни одного мотива живой действительности, чтобы не схватиться за него оружием художника…».

Один из самых знаменитых живописцев эпохи, Серов умел создать разнообразные по содержанию полотна, применяя разные техники. Биограф Серова, искусствовед Игорь Грабарь писал: «Серов считал, что художник должен уметь работать всем на свете, чем только возможно работать, исходя из того, что и сама натура бесконечно разнообразна и неповторима, да и настроение, чувство художника неодинаково вчера и сегодня: сегодня хочется сделать так, а завтра по-другому.»

В своих мемуарах, младший из Юсуповых, князь Феликс Феликсович, так писал о Серове: «Это был замечательный человек. Из всех великих людей искусства, встреченных мною в России и Европе, он самое дорогое и яркое воспоминанье. С первого взгляда мы подружились. В основе нашей дружбы лежала любовь к Архангельскому.»

В свою очередь, сам Серов следующим образом описывал свои впечатления от пребывания в усадьбе княжеской семьи летом 1903 года в письмах к своей супруге, Ольге Серовой: «... Архангельское со статуями и выстриженными деревьями и с отличным видом на другую сторону реки Москвы все же очень и очень великолепно».

В фондах Музея-усадьбы «Архангельское» хранится «Гостевая книга», на одном из листов которой значится запись художника: «С первого августа по 4 сентября 1903 года прожил живописец В. Серов».