Великий датский скульптор Бертель Торвальдсен (1770-1844) приобрел мировую известность в Италии, где провел сорок лет творческой жизни. Знаменитый датчанин являлся членом многих европейских Академий художеств, в том числе и Санкт-Петербургской. Творческое наследие скульптора и даровитого рисовальщика, работавшего в различных жанрах, огромно: памятники, группы, статуи, бюсты, созданные главным образом в Италии. Барельефы мастер создавал в основном на античные сюжеты.
Два мраморных рельефа находятся в музее-усадьбе «Архангельское». Один из них − «Амур и Грации» − изображает наказание бога любви. Всесильный повелитель бессмертных олимпийцев и людей безжалостно поражал своими стрелами их сердца. Но однажды Грации, богини красоты, счастья и радости, проучили коварного озорника, забрав у него лук и колчан со стрелами.
Темой для рельефа «Гилас и речные нимфы» послужила «Идиллия» античного автора Аполлодора. Красавца Гиласа, любимца Геракла, во время похода аргонавтов похитили нимфы и увлекли в водную пучину.
История бытования барельефов весьма показательна: она отражает печальные превратности судьбы многих Подмосковных. В ГМУ «Архангельское», имение князей Юсуповых, они поступили из Николо-Урюпино в 1929 году после закрытия там музея. (Заметим, что до 1917 года поместьем владели князья Голицыны, чьи предки были одновременно хозяевами и Архангельского с 1703 по 1810 год). В свою очередь в Николо-Урюпино предметы передали через Государственный музейный фонд из ликвидированного музея в Дубровицах, некогда великолепной усадьбы князей Голицыных, происходивших из другой ветви знатного старинного рода.
Рельефы, видимо, принадлежали коллекционеру и меценату князю Сергею Михайловичу Голицыну (1774-1859). Примечательно, что его супруга Евдокия Ивановна, «княгиня ночи», племянница Н.Б.Юсупова-старшего, позировала Торвальдсену в Риме.
(по материалам статьи «Пленники любви на рельефах Торвальдсена» В.А. Евдокимой. Итальянский сборник. Выпуск 5, 2009).