19 мая

Основной темой и главным предметом искусства во все времена является человек. Его изображение всегда было и остается неиссякаемым источником для творчества. В наибольшей степени это нашло свое отражение в жанре портрета, показывающего внешний облик конкретного человека, его индивидуальные особенности и неповторимые черты.

Зародившись в глубокой древности, портрет стал одним из главных жанров скульптуры и живописи. Помимо этого он получил широкое распространение на античных монетах и геммах, которые дают нам представление об  облике исторических персонажей Древнего мира.  Мастера глиптики, искусства резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, нередко являлись резчиками монетных штемпелей. Это подтверждает родство изображений на резных камнях и на монетах.

Портретные изображения в античной глиптике появляются, начиная с эпохи эллинизма (конец IV – II век до н.э.). Греческие резчики воспроизводили на геммах изображения известных общественных и политических деятелей, философов и поэтов.

Известно, что у Александра Македонского был личный резчик-портретист Пирготель, изображавший царя в образе Геракла или Зевса. Несмотря на некоторые индивидуальные черты, в его портретах в целом еще сохраняются обобщенность и идеализация трактовки, характерные для божественных персонажей.

Однако уже портреты преемников Александра, разделивших его империю и провозгласивших себя царями, отличаются высшей степенью реализма в воспроизведении индивидуальных черт, передаче человеческих чувств и эмоций. Таковы изображения Птолемея I Сотера, Птолемея VII Фискона.

В Древнем Риме портретные геммы становятся еще более популярными. Резные камни, а также их копии, отлитые в стекле, могли быть своеобразными знаками принадлежности к той или иной  политической партии. Из памятников глиптики можно составить целую галерею портретов римских императоров и их сподвижников. Среди них наиболее известными являются изображения Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Тиберия, Клавдия, Нерона.

В Музее-усадьбе «Архангельское» хранится собрание слепков с резных камней, где представлены многочисленные портреты античных правителей и других видных политических деятелей. На их примере можно проследить эволюцию портрета в глиптике: от ранних идеализированных образов до реалистичных изображений, отличающихся передачей индивидуальных черт и психологических характеристик модели.