19 июля

Что может быть прекраснее распустившегося цветка с его неповторимым ароматом, будоражащим и завораживающим одновременно? Или нераскрывшегося бутона, трепетного, с капельками росы на лепестках? Горделивых и чванливых роз, скромных фиалок, трогательных анютиных глазок, напоминающих солнышко ромашек?

Цветок сам по себе – лаконичный символ природы, беспредельности ее совершенства, эмблема круговращения – рождения, жизни, смерти и возрождения. Цветы олицетворяют красоту (особенно женскую), природную невинность, божественное благословение, весну, молодость, доброту, радости рая, но также и краткость бытия. 

Издревле известно, что лучший подарок женщине – это цветы. Неожиданная радость, знак любви, почитания, признательности. Существует особый язык цветов – флориография, символика, значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений, чувств и идей. Язык цветов зародился на Востоке, где женщинам было запрещено общаться с мужчинами, и общение происходило при помощи цветов. Смысл придавался всему, начиная от количества цветов в букете и расцветки до времени поднесения букета. В Викторианскую эпоху язык цветов также использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто. Символические значения живых цветов широко использовались при составлении букетов, когда каждому из элементов придавался дополнительный, эмоциональный смысл. Так, цветки акации означают тайную любовь, репейник – благодарность, василек – изящество, красная гвоздика – страсть, одержимость любовью, желтая – пренебрежение, георгин – чувство собственного достоинства, одуванчик – кокетство, незабудка – истинную любовь. 

Многие люди были одержимы цветами – изучали их свойства, занимались селекцией, воспевали в стихах и музыкальных произведениях. Самое неожиданное применение цветам нашел, по-видимому, Карл Линней, шведский естествоиспытатель и медик. Линней изобрел необычный способ проверять время – цветочные часы. Ученый наблюдал за цветами и обнаружил, что цветы раскрываются и закрываются в одно и то же время дня и ночи. Научное наблюдение, получившее название «часы Флоры» или «цветочные часы» он реализовал в 1745 г. в Ботаническом саду Уппсалы. Это была круглая клумба в виде циферблата, разделенная на 12 секторов, в которых цветы раскрывались и закрывались в определенный промежуток времени. Таким образом, Карл Линней создал естественные часы, по которым мог определять точное время. Стоит отметить, однако, что в каждой климатической зоне цветочные часы тикают по-разному. Открытие цветка зависит от климата, времени года и самих растений. В прохладные дождливые дни многие цветы остаются закрытыми. Кроме того, если цветок опылен насекомым, то растение закрывает бутон раньше обычного. Вместе с тем, растения, как правило, придерживаются вполне определенного времени для раскрытия и закрытия бутонов, что делает идею создания цветочных часов вполне привлекательной. 

В парке усадьбы Архангельское при князьях Юсуповых были свои цветочные часы. Они размещались в районе Конторского флигеля.  К сожалению, ни подробных сведений о них, ни фотографий не сохранилось. Но в библиотеке есть любопытные книги, в которых заинтересованный читатель, несомненно, найдет для себя что-то новое и интересное по данной теме. В четвертом томе многотомного издания «Courscomplet d'agriculture… ou Dictionnaire universel d'agriculture» («Полный курс… или Всеобщий словарь по сельскому хозяйству») (Париж, 1793г., № РК-14720) в разделе «Цветы» так описывается это прекрасное творение: «Обладая самыми благородными и обворожительными чертами из всех созданий природы, цветок получил в наследие следующие дары: он сумел подняться над всеми творениями благодаря своей красоте, живости красок, элегантности форм, нежности ароматов. Какое разнообразие! Какое совершенство! Какое богатство! Ничто так не льстит чувствам, привлекает взоры, пленяет воображение, как цветы!» Авторы подробно рассмотрели это поэтическое создание природы, описав анатомию цветка, его цветение и увядание, распространение цветковых растений в природе, составление композиций из отцветших цветов. Кроме того, в книге приведена созданная Линнеем таблица ориентировочного времени раскрытия цветков. К слову сказать, эта таблица есть в переводе в интернете, и любой  может с ней ознакомиться, а при желании использовать указанные сведения у себя на дачном участке или самому заняться наблюдениями. 

В библиотеке Архангельского есть еще одна любопытная книжка, которая так и называется: «Lesvégétaux curieux ou les particularités les plus remarquables des plantes…». («Занимательные растения или наиболее примечательные особенности растений… Книга забавная и познавательная. Для молодежи обоих полов» (Париж, 1824г., № РК-13420, автор – Баллан Эжен-Амеде). Одна из глав посвящена ноготкам (lesouci). Как оказалось, растение очень чувствительно к колебаниям температуры. Дочь Линнея обнаружила, что в июле и августе цветки ноготков, равно как и настурции, по вечерам излучают определенное свечение и словно окружены фосфоресцирующим сиянием, что позволило отнести их к своего рода растениям-барометрам. Ноготки распускаются, главным образом, при приближении грозы. Крестьяне называют этот цветок «другом дождя». 

В книге также есть статья, посвященная цветочным часам. И не только статья. Но и стихотворение поэта Жака Делиля, известного певца природы своего времени. Занимательной является сама идея – заставить время предупреждать нас о своем течении через творения природы.

Цветочные часы – какое загляденье!

В бутоны и цветки заключены мгновения.

Не скучный циферблат со движущейся стрелкой,

Что монотонный ход вершит по тусклой стенке.

Нет! Это диск златой, лазурный и пурпурный,

А по нему плывут узорные фигуры.

То радостные девы все в радугу оделись,

Весною засияли, как зорюшка зарделись.

Нам время отмеряют – секунды и минуты,

Дни, месяцы, недели,

Восходы и закаты,

Уходы и рождения…

В цветочный хоровод вплелись венком мгновения.

Карлу Линнею приписывают также идею создания цветочного календаря, календаря Флоры. Ученый заметил, что сельскохозяйственные работы совпадают с сезоном и погодными условиями цветения тех или иных растений. Он сделал ряд наблюдений и пришел к выводу, что если растение расцвело раньше или позже обычного, значит, полевые работы следует начинать заранее или, наоборот, позднее. Идея, несомненно, довольно привлекательная, но не нашедшая широкого применения в среде крестьянства – как указано в книге – ибо кому как не крестьянину лучше ученого известны все нюансы погоды, атмосферные условия и явления природы, по которым он безошибочно определяет, что его ожидает: солнечное небо или дождь с грозой, штиль или сильный ветер.

А как спят растения? Интересно, что ночью их листья и стебли занимают иное положение, нежели днем. К вечеру оно меняется, а после восхода солнца восстанавливается. Это явление, открытое натуралистами до Линнея, позволяет говорить о том, что растения тоже спят. Вместе с тем, наука стольким обязана Линнею – утверждает автор книги – что любой сюжет, за исследование которого он берется, носит на себе печать новизны.  В данном случае Линней, действительно, довел до конца эксперимент, который до него только витал в умах. Ученый получил от своего коллеги редкие в то время семена лотоса, называемые «птичья лапка» («pied d'oiseau») и сумел получить цветы. Однажды вечером, прогуливаясь с фонарем по своим владениям, он был крайне удивлен, не обнаружив свои любимые лотосы на обычном месте. Линней позвал садовников и устроил им небольшую взбучку, обвинив в невнимательности и халатном отношении к своим обязанностям. На следующий день опечаленный естествоиспытатель был вынужден, все-таки, прийти на место цветения любимого растения, и был поражен, найдя все цветы там, где они были. Он их все пересчитал, и все до единого оказались целы! Вечером Линней опять пришел туда. Цветы были на месте, но расположение листьев стало иным, чем днем, и за этими листьями опять укрылись цветки. «Мои лотосы спят!» - воскликнул ученый. А поскольку, утверждает автор, слова гения никогда не забываются, это обычное, в общем-то, явление, получило название «сон» растений. Листья растений могут располагаться по-разному: очерёдные поднимаются и прилегают к веточке, противолежащие соединяются по двое напротив друг друга, иногда каждый листок сгибается, но чаще всего листочки склоняются к черешку, не сгибаясь. Линней заметил, что такое расположение листочков соответствует положению цветка в бутоне. Лепестки, которые в бутоне «завернуты» друг в друга, спят прижавшись друг к другу, а те, которые свернуты трубочкой, заворачиваются один в другой. Объяснение очередной загадке природы ученые, кстати сказать, ищут до сих пор. Люди просто любуются этим явлением, не пытаясь проникнуть в его суть; зачастую наш разум только этим и ограничивается. 

Прилагаем две картинки: «Цветочные часы» и «Сон растений». Хочется верить, что заметка развлекла и, вместе с тем, заставила задуматься над некоторыми явлениями из мира растений. А, может, она побудит кого-то узнать больше.

Текст и перевод с французского языка Татьяны Владимировны Шокун, хранителя музейных предметов Государственного музея-усадьбы «Архангельское».