17 января
 

17 января

Картины с пейзажами занимают особое место в коллекции живописи князя Н.Б. Юсупова. Этот жанр был одним из самых излюбленных у имеющего тонкий вкус коллекционера. Существуют свидетельства, что Николай Борисович активно участвовал в написании отдельных полотен, обсуждая с художниками сюжеты и нюансы будущих творений.

В своей коллекции, князь Юсупов часто объединял картины по декоративному признаку. Неслучайно он так любил парные композиции, порой превращая в пару вполне самостоятельные произведения одного и того же автора. Так же случилось и с четырьмя работами, принадлежащим кисти Пьер-Жака Волера. Картины были объединены в пары – «Пейзаж с рыбаками» и «Купание рыбаков», «Прогулка в гроте» и «Морской порт».

Пьер-Жак Волер (1729 – 1799), прозванный шевалье Волер – французский художник, оставивший в истории живописи заметный след благодаря сериям характерных пейзажей, запечатлевших виды Франции и Италии, в которой француз прожил не одно десятилетие.

Волер родился в Тулоне в семье официального городского художника (его дед был художником-декоратором в арсенале). Учился у Клода Жозефа Верне, с которым работал в течение восьми лет с 1754 по 1762 годы. В 1762 году Волер переехал в Рим, где стал членом Академии Святого Луки и получил почетное звание рыцаря. Конкуренция на рынке искусства вынудила художника переехать в Неаполь в 1767 году, где он прожил до самой своей смерти.

Принято считать, что на формирование стиля Волера решающее влияние оказало творчество его учителя, Клода Жозефа Верне. Вместе с тем, культурологи отмечают, что в своих зрелых картинах Волер отходит от неоклассических тенденций Верне и претендует уже на принадлежность к стилю, предшествующему пейзажам романтиков.

В эти дни две работы Пьер-Жака Волера из коллекции “Архангельского” - «Прогулку в гроте» и «Купание рыбаков» - можно видеть на выставке «Французский вкус князей Юсуповых», открывшейся в конце прошлого года в Государственном историко-художественном музее-заповеднике «Новый Иерусалим».