16 марта

16 марта 1771 года родился французский художник-академист Антуан-Жан Гро. Гро был хорошо известен как портретист и именно ему в 1808, во время своей последней поездки во Францию, князь Юсупов заказал конный портрет своего сына – князя Бориса Николаевича.

На портрете юноша одет в костюм татарского военачальника. Костюм написан очень ярким цветом и резко выделяется на туманно-морском фоне. Такой выбор платья для портрета – не причуда живописца. Дело в том, что Юсуповы, как известно, возводили свой род к ногайскому хану (бию) Юсуфу, современнику московского царя Ивана Грозного. Юсупов гордился древностью своего рода и чтобы подчеркнуть этот факт, сам попросил изобразить сына в богатом татарском костюме.

После 1810 года полотно находилось в усадьбе Архангельское, в 1837 было перевезено во Дворец на Мойке в Петербург, в 1925 ‒ Государственный Эрмитаж, а в 1927 году передано в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Во Дворце музея-усадьбы "Архангельское" на западной стене Парадной столовой с 1927 года экспонируется копия с работы Мастера, выполненная неизвестным русским живописцем XIX столетия, и обладающая самостоятельной художественной и исторической ценностью.

В XIX веке было принято заказывать повторения с удавшегося портрета для размещения в городских резиденциях и усадьбах. Они могли выполняться либо самим автором, либо его учениками и помощниками. Копии могли писать и другие художники непосредственно с оригинала, уже занявшего свое место в доме заказчика.

В собрании князей Юсуповых имелось несколько воспроизведений разного размера с оригинала портрета работы Гро.