16 декабря
 

16 декабря

В настоящее время в собрании интерьерной скульптуры хранятся мраморные произведения Древнего мира, России и Западной Европы XVII—начала XX вв. В том числе работы известных немецких мастеров эпохи классицизма А. Триппеля, Г. Шадова, X. Рауха, Э. Вольфа и одна — ваятеля конца XIX— начала XX в. К. Барта.

Старшим в плеяде ваятелей был датский скульптор Александр Триппель (1744, Шаффхаузен—1793, Рим). Он учился в Лондоне и Копенгагене, работал в Париже, Дрездене; в Риме имел частную Академию, являлся почетным членом Берлинской Академии художеств.

Триппель исполнял произведения на библейские и мифологические сюжеты, портреты; его скульптуры находятся во многих зарубежных музеях, но в отечественных собраниях они встречаются редко. Тем большую ценность приобретает мраморный бюст Меркурия из коллекции Архангельского. Триппель представил Меркурия не в виде торжествующего вестника богов или хитроумного бога торговли и прибыли, а в облике Меркурия Психопомпа, проводника душ умерших из земного в потусторонний мир. Перед нами погрудное изображение обнаженного юноши в пЕтас— шляпе из войлока или кожи с небольшие поля для защиты от солнца. Слегка опущенная голова, глаза без зрачков, полуоткрытый рот придают ему меланхолическое выражение, созвучное печальной миссии в царстве Аида. В Архангельском Меркурий издавна, не позднее 1822 года, находился во Дворце в зале Тьеполо рядом с другими скульптурными изображениями мифологических героев: Аполлона, Дианы, Головы Медузы.

Материал предоставлен Гусаковской Т.Ю., зав. сектором скульптуры и слепков