15 января
 

15 января

В книгах библиотеки князей Юсуповых хранятся несметные сокровища человеческой мысли, описания удивительных открытий, глубокие исследования в области психологии, трактаты по изучению растительного и животного мира, раскрытию тайн вселенной, труды по различным отраслям знаний. Среди книг немало энциклопедических изданий. Каждая такая энциклопедия словно библиотека в библиотеке, ведь на ее страницах можно найти ответы на все возникающие вопросы по той или иной теме.

Обратимся к монументальному труду «Всеобщая и частная естественная история» графа де Бюффона, публиковавшемуся с 1749 по 1788 гг. Библиотека Н.Б. Юсупова в Архангельском располагает томами, изданными в 1785-1790 гг. в Deux-Ponts (современный Цвайбрюккен), (инв. №№ РК 13301-13330).

Автор сочинения, Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (1707-1788) – французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века. Занимал пост директора Королевского ботанического сада в Париже (бывшего также зверинцем) и «кабинета короля» (кунсткамеры). Сановитый, импозантный, небезосновательно считавший себя «гением», граф де Бюффон сделал работу над энциклопедией делом всей своей жизни, посвятив ей почти полвека. 36 томов были опубликованы при его жизни, а 8 вышли посмертно. Огромная самодисциплина, потребовавшаяся ученому для того, чтобы завершить этот труд, позволила одному из его современников приписать ему выражение: «Гений – это терпение».

Свое понимание естественной истории ученый изложил в первых строках первого тома энциклопедии: «Естественная история, взятая во всем своем объеме, охватывает все, что обнаруживается во Вселенной. Это чудовищное множество четвероногих, птиц, рыб, насекомых, растений, минералов и т.д. представляет собой для любознательности человеческого ума грандиозный спектакль, ансамбль которого так велик, что кажется неисчерпаемым в своих деталях». В своей работе, ставшей одним из самых знаменитых сочинений о живой природе, граф де Бюффон выдвинул положение о единстве растительного и животного мира; в сочинениях «Теория Земли» (1749) и «Эпохи природы» (1778) изложил свои взгляды, опиравшиеся на идею неразрывности материи и движения. По его мнению, Земля и другие планеты – осколки Солнца, отделившиеся при падении кометы на его поверхность. Ученые-современники считали графа де Бюффона дилетантом, критиковали как за необоснованные обобщения и гипотезы, так и за излишнюю красивость и приподнятость слога. Однако именно последнее помогло заинтересовать естествознанием множество читателей, видевших в ученом «великого живописца природы» (А.С. Пушкин), автора «прекрасных статей о животных» (Л.Н.Толстой). «Естественная история» была переведена почти на все европейские языки (на русском – «Всеобщая и частная история естествознания графа де Бюффона, ч. 1-10, 1798-1808). При жизни его бюст был установлен у входа во французский «кабинет короля».

Работая над своим сочинением, граф де Бюффон неукоснительно соблюдал строжайший распорядок дня. Особенно трудно было вставать на заре: он любил поспать. Слуге Жозефу за скромное дополнительное вознаграждение вменялось в обязанность будить своего господина, невзирая на брань и отчаянное сопротивление. Но стоило ученому приняться за работу, все шло по раз и навсегда заведенному порядку. Всю первую половину дня до обеда он проводил за письменным столом в своем кабинете, порог которого в знак восхищения литературным даром графа де Бюффона однажды облобызал Жан-Жак Руссо.

Любуясь многотомником, а книжки прекрасно изданы: кожаный переплет, на корешке тисненый золотом цветочный орнамент, три кожаные наклейки разных цветов, цветная «мраморная» (с узором, имитирующим камень) бумага форзацев, удобный малый размер (16,7 х 10,4 см) – вполне разделяешь чувства гения эпохи Просвещения. Чем подкупают книги? Конечно, своими изумительными иллюстрациями птиц и зверей, где даже хищники изображены с добрыми глазами, и живым языком. А главное – стремление автора постичь «душу» каждого создания, наделение его особыми, присущими только ему качествами «характера», изучение его взаимоотношений с человеком, поведение в «социуме». Это своего рода гимн животным, каждое из которых описано красиво, эмоционально, порой довольно забавным языком.

Хранящиеся в фонде редких книг музея-усадьбы «Архангельское» тома располагаются в следующем порядке: птицы – 18 томов, четвероногие – 11 томов, минералы – 9 томов. Из всего многообразия живых существ хотелось бы остановиться на некоторых, привлекших внимание либо интересными изображениями, либо оригинальным описанием характеров, либо близким соседством с человеком. И, увы, слишком мало возможностей дает для этого небольшая заметка! Знакомство с миром «бюффоновских творений» разделим на несколько частей. Сегодня предлагаем Вашему вниманию несколько представителей одомашненных птиц.

Петух - птица внушительная, с горделивой и медлительной поступью. Эта птица поет независимо от времени суток и даже не в определенные часы, а когда придется. Голос петуха заметно отличается от голоса курицы, хотя среди кур есть и такие, что пытаются подражать голосу петуха, однако с гораздо меньшим успехом: голос их слаб и крик менее отчетлив. Петух весьма суетлив и беспокоен, когда дело касается кур. Прислушиваясь к интонациям его голоса и наблюдая за его выразительной наружностью, невозможно усомниться в том, что с каждой петух говорит по-своему. Если он теряет одну из них, то начинает грустить; ни с одной из них он не обращается дурно. У всякого петуха среди кур есть любимица, к которой он подходит чаще, чем к прочим, и к которой всегда возвращается. Курица же занята тем, что высиживает яйца. Занятию этому она отдается с заботой и самоотверженностью, не ослабевающей даже тогда, когда цыплята вылупились. Курица отдается материнству столь полно, что ее внешний вид от этого страдает, почему легко отличить заботливую наседку от других кур: и перья у нее не приглажены, и крылья висят, и голос охрипший, но в интонациях этого голоса сквозят материнские любовь и забота. Если курице по ошибке подложат для высиживания яйца утки или другой водоплавающей птицы, она будет привязана к чужим птенцам ничуть не меньше, чем к собственным. Когда птенцы, движимые инстинктом, идут барахтаться в пруду или ныряют в речку, то курица, суетящаяся на берегу, являет собой презанятное зрелище. Бедняжка изумлена, обеспокоена, она в панике, ею движет желание броситься за своими питомцами в воду, однако, будучи не в силах преодолеть природное отвращение к водной стихии, клуша способна лишь в отчаянии метаться по берегу, дрожать и квохтать, видя, как ее выводок подвергается страшной опасности, а она не в силах помочь.

Страус. По своей величине страус занимает первое место между птицами, однако при этом он лишен наиважнейшего преимущества: он не умеет летать. Питаются страусы, главным образом, растительной пищей, но зачастую глотают все, что им попадается: железные и медные предметы, камни, стекло и даже дерево. Хотя страус бегает быстрее лошади, тем не менее ловят его верхом на лошади, что вполне объясняет взаимную антипатию, которую замечали между лошадьми и страусами. Говорят, когда страус понимает, что дальнейшее бегство бесполезно, он останавливается и прячет голову в песок, словно бы пытаясь сохранить самую важную и самую хрупкую часть себя. Когда страус убегает, он расправляет крылья и распушает большие перья хвоста, что, впрочем, нисколько не помогает ему бежать быстрее. Скорость, которую развивает животное, является результатом его силы, должной перемещать его вес; коль скоро страус весит чрезвычайно много и вместе с тем бегает замечательно быстро, можно сделать вывод, что он очень силен. Правда, несмотря на свою силу, он остается зерноядным и не обижает слабых животных; более того, он не защищается от тех, кто на него нападает. Если страусу приходится отбиваться от нападающих, он пускает в дело клюв, когти на крыльях и, главным образом, ноги. Птица эта могла бы запросто повалить человека, но предпочитает убежать от него, так что только камни летят из-под ног. Страусы, хоть и живут в пустыне, не так дики, как мы себе представляем: все путешественники сходятся во мнении, что птицы эти хорошо поддаются приручению, особенно в молодом возрасте.

Гусь. Среди обитателей птичьего двора гусь занимает особое положение: его отличают упитанность, горделивая осанка, важная поступь, гладкое лоснящееся оперение и общительный нрав. Гусь способен испытывать привязанность, ему знакомо чувство благодарности; а бдительность его была отмечена еще древними римлянами. Все эти качества делают гуся самой занятной и самой полезной птицей из числа наших домашних животных. Гусь, кроме того, дает нам мягчайшие пух и перья, на которых так сладко почивать. Вдобавок без гусиного пера когда-то было невозможно выразить на бумаге ни одной мысли; и автор, воздавая должное гусю, пользовался для письма его перьями… Ходят гуси медленно, враскачку, тяжело; просыпаются от малейшего шороха и все хором начинают галдеть. Когда им дают корм, они тоже громко гогочут – в отличие от собак, которые, получив лакомый кусочек, замолкают; поэтому говорят, что гуси – самые надежные сторожа двора и самые бдительные часовые, коим только и можно доверить охрану осажденного города. Все помнят, как гуси с Капитолийского холма предупредили римлян о том, что галлы у ворот, и тем спасли Рим. Голос у гуся очень громкий, он напоминает звук трубы или горна. Кричит гусь довольно часто и слышно его издалека; кроме того, гусь почти постоянно издает короткие звуки, словно бормочет что-то; когда же на него нападают или он пугается, то вытягивает шею, разевает клюв и шипит, совсем как уж. Глупых и никчемных людей зачастую называют гусаками или гусынями. Между тем гуси обнаруживают порой такую сообразительность, так храбро защищают птенцов, столь оригинальным образом выражают подчас свою привязанность или благодарность человеку, что решительно непонятно, как можно относиться к ним с презрением. Кроме домашних гусей известны также дикие гуси, которые отличаются лишь тем, что ускользнули от человека и сохранили независимость и свободу.

Прилагаем раскрашенные гравюры с изображениями перечисленных птиц, выполненные в те века. Фотографии для публикации выполнены Е.С. Охановой.

 Ждите продолжение в дальнейших выпусках.

Статья подготовлена Т.В. Шокун, хранителем музейных предметов.