10 июня
 

10 июня

Перед вами один из редких древнеегипетских памятников, изображающих богиню Бастет в образе кошки, хранящихся в музеях России.

Древние египтяне, как известно, поклонялись богине любви, радости и веселья Бастет, представлявшейся им в образе кошки, по крайней мере, начиная со II тыс. до н. э., иногда с котятами, или женщиной с кошачьей головой. Египетские кошки — с удлиненным телом и маленькой головой — считались священными животными и почитались как «душа» богини Бастет. Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карали того, кто покушался на жизнь кошек.

Египтяне верили в таинственную связь богини с луной. Бастет покровительствовала роженицам, олицетворяла плодовитость и материнство. Ей посвящали молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, все здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». Тела священных кошек мумифицировали и помещали в реликварии (сосуды, ларцы или саркофаги для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение). Один из таких реликвариев хранится в Музее-усадьбе «Архангельское».

Памятник выполнен из бронзы, он полый. Рентгенограмма показала, что внутри находится реликвия – мумифицированные останки священной кошки высотой около 16,5 см. Бальзамирование получило развитие в связи с тем, что верования древних египтян в бессмертие души требовали сохранения тела человека после смерти. Этому обряду подвергались также священные животные и птицы, чьи мумии хранились на особых кладбищах или в пирамидах. Религиозным центром поклонения им был город Бубастис, что означает «дом Бастет», с его катакомбами, где находились храм богини и большое количество мумий кошек (Раскопанный храм Бастет в настоящее время имеет высоту 197 футов (60 метров) и ширину 49 футов (15 метров), и археологи считают, что пока они нашли только половину храма).

На деревянном постаменте, изготовленном для статуэтки в XIX веке, сохранилась памятная латунная пластина с надписью, из которой следует, что бронзовая фигурка кошки найдена в «пирамидах Сахары, в Нижнем Египте, близ Мемфиса, и привезена в Россию в 1850 году».

Археологические древнейших египетских пирамид и раскопки Бубастейона — специального комплекса, сооруженного для почитания кошек богини Бастет, который находился в Саккаре, вел в этот период французский ученый, основатель и будущий первый руководитель Египетского музея в Каире, Огюст Мариэтт (1821—1881), положивший начало планомерному и систематическому изучению погребальных комплексов и гробниц.

Бронзовый саркофаг с останками принадлежал Льву Николаевичу Волкову (1825-1884) – помещику села Мочилы Веневского уезда Тульской губернии, члену Московского Английского клуба и владельцу винокуренного и конного племенного заводов, супругу Марии Михайловны Голицыной (1829-1882).

Интересная подробность – Л.Н. Волков связан родственными отношениями с князьями Юсуповыми графами Сумароковыми-Эльстонами: брат Марии Михайловны Николай Михайлович, один из владельцев усадьбы Николо-Урюпино, состоял в браке с Марией Сергеевной Сумароковой, двоюродной сестрой Феликса Феликсовича Старшего.

В 1918 году усадьба была национализирована. Опись имения, составленная в январе 1919 года, подтверждает, что все строения, имущество и инвентарь бывшей усадьбы находились в полной сохранности. Летом 1919 года в Большом доме усадьбы был организован музей, экспозиция которого, пополненная экспонатами и документами из других имений, отражала обстановку и быт "дворянских гнезд", отношения между крестьянами и помещиками в дореволюционной России. Впоследствии до 1929 года экспонат хранился в собрании Музея-усадьбы Никольское-Урюпино. В 1929 году музей был закрыт, его материалы переданы в музей "Архангельское", а постройки усадьбы и вся ее территория перешли в ведение военного ведомства.

В конце 80-х годов XX века реставраторами по металлу ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря была проведена реставрация реликвария, подробно описанная на страницах журнала «Наука и жизнь»:

«Бронзовая кошка более чем за два тысячелетия покрылась благородной патиной тонким слоем переродившегося металла, который частично сохраняет поверхность от коррозии. И все же металл корродировал. В не видимых глазом микропустотах, трещинах, дефектах постепенно накапливались соли хлора, вызывающие этот процесс. Перепады температуры, влажность привели к вспышке болезни: отслоению патины, появлению на поверхности бронзы бугорков. Задача реставратора — приостановить процесс разрушения металла, удалить уже поврежденные участки, не затрагивая здоровых поверхностей. Осторожно сняли со статуэтки бугорки. Под ними образовались кратеры — незащищенные участки металла, лазейки для опасных веществ. Поверхность обработали специальным ингибитором — замедлителем коррозии. Массой, состоящей из порошка малахита, окислов меди, темного пигмента и синтетической смолы, запечатали утраты. По химическому составу эта смесь похожа на патину, она прочна и надежна. На покрытой патиной бронзовой поверхности статуэтки эти восполнения почти не видны. Бронзовый саркофаг — замечательный памятник анималистической пластики Древнего Египта» (Петров В. «Мумия из Архангельского» // Наука и жизнь. 1987. № 2. С. 100).

Раскопки в некрополе Саккары продолжаются до сих пор. Четыре года назад египетские археологи и специалисты из других стран обнаружили неизученные гробницы, относящихся к периоду Древнего царства и более поздних страниц истории Египта. Внутри, помимо прочего, специалисты нашли мумии кошек, львов и жуков-скарабеев.