2 ноября

Зал Тьеполо – самый большой зал западной части северной анфилады Большого Дома усадьбы. Середина его длинной южной стены обозначена камином. Голова Медузы Горгоны из белого мрамора неизменно находилась в центре композиции, украшавшей все годы каминную доску. Это известно из архивных документов 1820-30-х гг.

Обратимся к этимологии слов: Медуза, или Μέδουσα (греч.) – это женское имя, в переводе означающее «защитница, стражник, повелительница», а Горгона – вид чудовищ, к которому относилась Медуза.

Мало кто задумывается о том, что миф о Медузе Горгоне является одним из самых древних греческих мифов, дошедших до нас. Его пересказывали еще задолго до Гомера, а маска «Горгонейон», отображение которой находят на одеждах и латах древних греков, только подтверждает факт глубокой древности этого мифа.

Легенда о Медузе Горгоне неисчерпаема по своему содержанию. Одну из трактовок мифа находим в первом томе фолианта «Древность изъясненная и представленная в рисунках» («Antiquité expliquée et représentée en figures») (Париж, 1719 г.), посвященном греческим и римским богам; рядом с текстом о Медузе помещены ее графические изображения.

Это издание, одна из фундаментальных работ Бернара де Монфокона (Bernard de Montfaucon), состоит из 15 томов, содержащих 40000 рисунков. Библиотека князя Н.Б. Юсупова (1751-1831) включает в себя все тома, с первого по десятый, опубликованные в 1717-1719 гг., и дополнительные пять томов, увидевшие свет в 1724 г. Книги формата in folio, в цельнокожаных переплетах, с золотым обрезом содержат сведения по всем областям жизнедеятельности человека в эпоху античности и раскрывают следующие темы: «Боги Греции и Рима», «Религия египтян, персов, арабов, сирийцев, скифов, галлов и др.», «Повседневная жизнь: одежда, украшения, мебель, посуда и др.», «Развлечения: игры, охота, рыболовство», «Войны. Дороги. Порты. Навигация», «Традиции похорон. Казни».

Предлагаем вниманию читателей перевод, выполненный хранителем музейных предметов Никифоровой Ириной Васильевной, внесшей большой вклад в изучение редких книг, хранящихся в библиотеке усадьбы:

«Голова Медузы столь часто встречается на эгиде и щитах, как Минервы, так и других богов, а также героев, что стоит поговорить здесь о ней самой. Многие нимфы носили имя Медуза, так же звали дочь царя Приама. Та, что прославлена поэтами древности, была младшей из трёх дочерей Форциса, известных под именами Горгона Медуза, Горгона Стено и Горгона Эвриала. Медуза была очень красива, но легкомысленна. Нептун, увидев Медузу, был ею очарован, и ... актом высшего проявления страсти они вместе осквернили дворец богини Минервы. Богиня пришла в такую ярость, что превратила в змей прекрасные волосы Медузы, предмет её гордости, и наделила её глаза ужасной способностью обращать в камень всё, на что упадёт взгляд Медузы. Вскоре многие испытали на себе убийственную способность этого взгляда, множество людей было обращено в камень на берегах озера Тритонис, где обитали Горгоны.

Боги приняли решение избавить прекрасную местность от чудовищной напасти и направили к берегам озера Персея, сына Юпитера и Данаи, с повелением убить Медузу. Меркурий передал ему свои волшебные сандалии с крылышками и серповидный меч, Минерва одолжила ему свой щит. Персей обезглавил Горгону Медузу.

Срубленную голову Медузы мы обычно видим на эгиде Минервы, реже – на её щите. Иногда лицо головы внушает страх и ужас, иногда это обычное женское лицо. Достаточно часто можно встретить Медуз с лицом вполне привлекательным, как на эгиде Минервы, так и в случае отдельного изображения. Например, Медуза с крылышками на голове, несмотря на змеящиеся волосы, очаровательна. Другая ещё более привлекательна (2), здесь тонкость исполнения достойна красоты представленного образца. Имя греческого гравёра (Солон) на камне позади изображения головы является свидетельством завершённости работы, и мы по опыту знаем, что греческие мастера вырезали своё имя на самых удачных своих камнях.

Не знаю, довелось ли кому-нибудь увидеть что-либо более прекрасное, чем Медуза г-на Фуко (1). Медуза, сидящая в скалах, сломлена обрушившимся на неё несчастьем. Девушка не только с ужасом ощущает, как пряди её прекрасных волос превращаются в шевелящихся змей, она со страхом видит, как змеи ползут к ней со всех сторон; под бременем невыразимого отчаяния Медуза закрыла глаза и преклонила голову на согнутую в локте левую руку, но она с омерзением чувствует, как змеи обвивают уже её руки... Несмотря на необычность мифологического сюжета, послужившего основой скульптурной композиции, нежность и красота лица Медузы не могут не вызвать симпатии и искреннего сочувствия к ней.»

Бернар де Монфокон (Bernard de Montfaucon, 1655-1741) – французский филолог и историк, член французской монашеской конгрегации святого Мавра ордена бенедиктинцев, член Академии надписей и изящной словесности. Состоял на военной службе, принимал участие во франко-голландской войне, но болезнь и семейные обстоятельства побудили его принять монашество. Ученая конгрегация мавристов была известна интересом к сбору, изучению и изданию источников, созданию работ по историческим дисциплинам. Б. де Монфокон заложил основы греческой палеографии, опубликовав фундаментальный труд по этой теме. Он составил первый указатель известных на то время греческих рукописных коллекций, создал многотомные работы по истории и археологии, опубликовал сочинения греческих «отцов церкви» Афанасия Великого и Иоанна Златоуста.

(Публикация подготовлена хранителями музейных предметов Т.Ю. Гусаковской и Т. В. Шокун).