08.05.2018
В музее‒усадьбе "Архангельское" завершаются работы по подготовке к открытию одного из последних парадных залов Большого дома.
Центральное место на северной стене в экспозиции Салона займет крупноформатное полотно площадью около 24 квадратных метров «Андромаха, защищающая Астианакса» кисти французского исторического живописца Габриэля Франсуа Дуайена (1726—1806). Эта картина – парная к представленной в Парадной столовой картине Дуайена «Триумф Клавдия».
До середины XIX века произведение «Андромаха, защищающая Астианакса» было размещено в Картинной галерее, устроенной Николай Борисовичем Юсуповым (1751-1831) в западном придворцовом флигеле, а затем владельцами перемещено во Дворец в Амурову комнату, получившей свое название благодаря нахождению здесь мраморной группы А. Кановы «Амур и Психея» (ныне Государственный Эрмитаж).
Исторический сюжет картины ‒ трагический эпизод из Троянской войны, когда Андромаха, жена защитника Трои Гектора, пытается спасти своего сына Астианакса, обреченного на гибель вождем греков Одиссеем.
Габриэль Франсуа ДУАЙЕН
Gabriel François DOYEN
1726 Париж – 1806 Париж
АНДРОМАХА ЗАЩИЩАЕТ АСТИАНАКСА. Около 1763
ANDROMACHE DEFENDING ASTYANAX
Еврипид. Троянка.
Холст, масло. 382 х 647 см
Изображен один из заключительных эпизодов Троянской войны. Андромаха умоляет Одиссея (Улисса), вождя греков, захвативших Трою, пощадить ее маленького сына Астианакса, прятавшегося в гробнице ее мужа, Гектора. Но по приказу Одиссея греческий воин забирает мальчика у Андромахи, чтобы сбросить его с крепостной стены города. Более полное название картины, описывающее ее сюжет, – Юного Астианакса, которого Андромаха спрятала в гробнице Гектора, вырывают из рук матери по приказанию Улисса.
Дуайен был известен во Франции как портретист и автор монументальных полотен. Работал над серией картонов для фабрики гобеленов, в которую входили картины Венера, раненная Диомедом (находилась в собрании Юсупова; в настоящее время в ГЭ, инв. 5811), Андромаха, прячущая Астианакса от Улисса (одно из названий настоящей картины), Марс, побежденный Венерой.
Андромаха
А. Леклер, опубликовавшая переписку Дуайена с маркизом Вуайе д’Аржансоном, считает, что художник упоминает именно эту картину в письме от 21 сентября 1770 года, в котором пересказывает события своей жизни. Он пишет о своем «поражении» в Салоне, которое заставило его уехать во Фландрию, чтобы увидеть Рубенса.
Рисунок Дуайена, вероятно послуживший эскизом этой картины, гравирован лависом Ф. Шарпантье (1766); гравюра выполнена в зеркальном отражении.
Юсупов первым из русских коллекционеров приобрел полотна Дуайена. В его собрании хранились четыре полотна художника, из них три – монументальные – были куплены одновременно в 1809 году: Андромаха, Триумф Клавдия, победителя карфагенян (ГМУА), Венера, раненная Диомедом (ГЭ). В Архангельском картины Дуайена, за исключением Триумфа Клавдия, находились в Галерее во флигеле около Большого дома.
Происхождение: в 1763 принадлежала испанскому инфанту Филиппу, герцогу Пармы; затем возвращена художнику; в 1809 поступила в собрание Н.Б. Юсупова; после 1810 находилась в усадьбе Архангельское; с 1918 в ГМУА.
Реставрацию проводит Понкратов Вячеслав Валентинович, реставратор станковой масляной живописи 1 категории Музея‒усадьбы "Архангельское".
Каталог "Французская живопись в Архангельском" / М.Краснобаева, Е.Шарнова; Гос. Музей‒усадьба "Архангельское". ‒ М.: Три квадрата, 2011. С 82‒84.