В музее‒усадьбе «Архангельское» завершаются работы по подготовке к открытию одного из последних парадных залов Большого дома.
 

Новости

В музее‒усадьбе «Архангельское» завершаются работы по подготовке к открытию одного из последних парадных залов Большого дома.

08.05.2018

В музее‒усадьбе «Архангельское» завершаются работы по подготовке к открытию одного из последних парадных залов Большого дома.

В музее‒усадьбе "Архангельское" завершаются работы по подготовке к открытию одного из последних парадных залов Большого дома.

Центральное место на северной стене в экспозиции Салона займет крупноформатное полотно площадью около 24 квадратных метров «Андромаха, защищающая Астианакса» кисти французского исторического живописца Габриэля Франсуа Дуайена (1726—1806). Эта картина – парная к представленной в Парадной столовой картине Дуайена «Триумф Клавдия».

До середины XIX века произведение «Андромаха, защищающая Астианакса» было размещено в Картинной галерее, устроенной Николай Борисовичем Юсуповым (1751-1831) в западном придворцовом флигеле, а затем владельцами перемещено во Дворец в Амурову комнату, получившей свое название благодаря нахождению здесь мраморной группы А. Кановы «Амур и Психея» (ныне Государственный Эрмитаж).

Исторический сюжет картины ‒ трагический эпизод из Троянской войны, когда Андромаха, жена защитника Трои Гектора, пытается спасти своего сына Астианакса, обреченного на гибель вождем греков Одиссеем.

Полное научное описание

Габриэль Франсуа ДУАЙЕН
Gabriel François DOYEN
1726 Париж – 1806 Париж
АНДРОМАХА ЗАЩИЩАЕТ АСТИАНАКСА. Около 1763
ANDROMACHE DEFENDING ASTYANAX
Еврипид. Троянка.
Холст, масло. 382 х 647 см

Изображен один из заключительных эпизодов Троянской войны. Андромаха умоляет Одиссея (Улисса), вождя греков, захвативших Трою, пощадить ее маленького сына Астианакса, прятавшегося в гробнице ее мужа, Гектора. Но по приказу Одиссея греческий воин забирает мальчика у Андромахи, чтобы сбросить его с крепостной стены города. Более полное название картины, описывающее ее сюжет, – Юного Астианакса, которого Андромаха спрятала в гробнице Гектора, вырывают из рук матери по приказанию Улисса.

Дуайен был известен во Франции как портретист и автор монументальных полотен. Работал над серией картонов для фабрики гобеленов, в которую входили картины Венера, раненная Диомедом (находилась в собрании Юсупова; в настоящее время в ГЭ, инв. 5811), Андромаха, прячущая Астианакса от Улисса (одно из названий настоящей картины), Марс, побежденный Венерой.

Андромаха

А. Леклер, опубликовавшая переписку Дуайена с маркизом Вуайе д’Аржансоном, считает, что художник упоминает именно эту картину в письме от 21 сентября 1770 года, в котором пересказывает события своей жизни. Он пишет о своем «поражении» в Салоне, которое заставило его уехать во Фландрию, чтобы увидеть Рубенса.

Рисунок Дуайена, вероятно послуживший эскизом этой картины, гравирован лависом Ф. Шарпантье (1766); гравюра выполнена в зеркальном отражении.

Юсупов первым из русских коллекционеров приобрел полотна Дуайена. В его собрании хранились четыре полотна художника, из них три – монументальные – были куплены одновременно в 1809 году: Андромаха, Триумф Клавдия, победителя карфагенян (ГМУА), Венера, раненная Диомедом (ГЭ). В Архангельском картины Дуайена, за исключением Триумфа Клавдия, находились в Галерее во флигеле около Большого дома.

Происхождение: в 1763 принадлежала испанскому инфанту Филиппу, герцогу Пармы; затем возвращена художнику; в 1809 поступила в собрание Н.Б. Юсупова; после 1810 находилась в усадьбе Архангельское; с 1918 в ГМУА.



Реставрацию проводит Понкратов Вячеслав Валентинович, реставратор станковой масляной живописи 1 категории Музея‒усадьбы "Архангельское".

Каталог "Французская живопись в Архангельском" / М.Краснобаева, Е.Шарнова; Гос. Музей‒усадьба "Архангельское". ‒ М.: Три квадрата, 2011. С 82‒84.