09.08.2018
40 лет в Италии, 40 в России. Пьетро Гонзага прожил долгую жизнь. Был и ландшафтным дизайнером, и художником, и оформителем коронационных торжеств и траурных церемоний нескольких российских императоров. И все же больше всего он любил архитектуру и театр. По заказу князя Николая Юсупова создал проект театра в имении «Архангельское». «Гонзага родился в небольшом поселке в горах, работал в Тревизо, недалеко от Венеции. Там он тоже принимал участие в постройке театра. Его творческое развитие привело его в Санкт-Петербург. И все это сегодня на этой выставке», - говорит директор Итальянского института культуры Ольга Страда.
Театр Гонзаги в «Архангельском» за два века не претерпел никаких существенных изменений. В нем, единственном в мире, после завершения реставрации можно будет увидеть работы Пьетро Гонзаги - одного из самых известных театральных художников второй половины 18-го - начала 19-го веков. Из двенадцати комплектов декораций сохранилось четыре. А пока Музей Бахрушина поддержал идею выставки к 200-летию создания Театра Гонзаги на своей территории, добавив к ней материалы из собственных запасников. «Художник, который соединяет барокко и романтизм, который принес в Россию передовые тенденции театрально-декорационного искусства европейского театра. Он выдвинул национальный театр и стал неотъемлемой частью этого театра», - считает генеральный директор Центрального театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов.
На выставке несколько подлинных эскизов Гонзаги - цветная графика с изображением декораций, реквизита, элементов театральной машинерии. Любопытны и эти фотографии 30-х годов уже 20-го века. В декорациях Гонзаги играются спектакли нового советского времени. Вот, например, сцена из постановки «Мраморная галерея». На обороте надпись Хоэфоры - «Эсхил. Монолог Электры. Электра - колхозница А. Кулагина». Любопытно, что изображения самого Гонзаги не сохранились. А вот его театральные идеи актуальны и сегодня.
«Гонзага был сторонником такой интересной идеи, как спектакль-декорация, он говорил о музыке для глаз, когда зритель в театре независимо от спектакля, от сюжета получает радость иллюзии зрительных образов, созданных художником-декоратором. А смена декораций - это целая драматургия. Это похоже на музыкальное произведение, где тоже есть фрагменты разного характера - грустные, веселые, пугающие, мрачные или тревожные. И художник-декоратор способен создать ее в качестве сценической живописи. И зритель вправе наблюдать ее, подобно музыке для глаз», - рассказывает куратор выставки Ольга Колесникова.
Пьетро Гонзага, реформатор театра своего времени, владел секретом божественной пропорции, которая необходима в театральном пространстве и создает иллюзию реальности. Недаром и выставка называется «Иллюзия театра».