Французская живопись, украшавшая интерьеры "Архангельского", вернулась в залы усадьбы
 

СМИ о музее-заповеднике «Архангельское»

Французская живопись, украшавшая интерьеры "Архангельского", вернулась в залы усадьбы

07.03.2014

Французская живопись, украшавшая интерьеры "Архангельского", вернулась в залы усадьбы

В Музее-усадьбе "Архангельское" хранится внушительная коллекция французской живописи. Ее собрал один из владельцев усадьбы - князь Николай Юсупов. Он помогал приобретать произведения искусства Екатерине Второй и её сыну Павлу, был посредником при исполнении их заказов европейским художникам. И собственная коллекция Юсупова формировалась из тех же источников, что и императорская. Часть этого собрания представлена на выставке в "Архангельском". Рассказывают "Новости культуры".

Трогательная девушка в чепчике к вниманию публики не привыкла. У нее сегодня дебют. Картина кисти неизвестного художника еще ни разу не экспонировалась. Вновь увидели свет и эти полотна. После того, как усадьбу в "Архангельском" закрыли на реставрацию, французские полотна "ушли" в запасники.

"Было интересно собрать картины французской школы воедино, - говорит директор Государственного музея-усадьбы "Архангельское" Андрей Бусыгин. - Когда они разбросаны по разным залам, по разным стенам, то нет впечатления развития французской школы живописи. А здесь представлено и рококо и барокко и французский академизм и постклассицизм".

"Сокровищница, которой не могут похвастаться даже монархи" - говорили во 2-й половине XVIII века о коллекции Николая Юсупова. Все эти полотна украшали интерьеры парадного зала его усадьбы. Императорский двор отверг партию картин - Юсупов их приобрел, что-то заказал, кое-что нашел на антикварном рынке - так собралась коллекция французского искусства - от Давида и его школы до "малых" мастеров. Князь полагался на чутье, а не на моду. Так, картина Ораса Верне "Турок и казак" стала первой работой художника, ввезенной в Россию. В единственном экземпляре в стране представлено и творчество Луи Гоффье - это его "Орфей". Настоящее имя автора полотна узнали совсем недавно. Раньше работа называлась "Аполлон среди пастухов", ее приписывали кисти Франсуа Лемуана.

"Даже человек, который не очень разбирается в живописи, увидит насколько различается манера исполнения этих двух картин. - говорит куратор выставки Марина Краснобаева. - Но так как она никогда не экспонировалась во дворце, а хранилась в фондах, отмечали ее качество, но старое имя оставалось. Потому что сменить название картин или автора сложно, нужно провести достаточно аргументированную работу".

Юсупов не просто собирал картины, а скрупулезно распределял их по дому - каждое - на свое, "выгодное" место. Для любимого Юбера Робера он специально перестроил парадный зал дворца.

"Современные специалисты говорят, что сегодня для того, чтобы увидеть Юбера Роббера в исторических интерьерах нужно приехать именно в Россию, - отмечает Марина Краснобаева. - Сохранилось шесть неразрозненных ансамблей. Два в Архангельском".

После смерти князя, картины "разбрелись" по разным музеям. Так, из восемь работ Буше, в Архангельском осталась лишь одна - "Испуганная купальщица". Вскоре, эти полотна снова займут свои места в интерьере.

Источник:  http://tvkultura.ru/