15.02.2018
Настенники являются частью коллекции осветительных приборов Дворца и составляют световой ансамбль его центральной анфилады.
Освещение залов Вестибюля, Аванзала и Овального менялось на протяжении первой половины XIX века и окончательно сложилось к 1860 году.
В первой трети XIX века, при Николае Борисовиче Юсупове-старшем, в Вестибюле разместили золочёную люстру, а в Овальном зале – торшеры с «вызолочеными горками о 11-ти подсвешниках».
К 1854 году в Аванзале по обе стороны от двери были закреплены золоченые настенники.
В 1860 году Овальный зал украсила золоченая люстра на 132 свечи.
Архитектурный стиль и художественный замысел подчеркивается наполнением залов одинаковыми по материалу (дерево, мастика) и способу изготовления (точение, лепка, формовка) светильниками.
Декоративный приём, встречающий входящих в Вестибюле ажурной люстрой, переходит к массивным настенникам Аванзала, которые, в свою очередь, предваряют пышную многоярусную люстру Овального зала и торшеры, поставленные между колоннами. Лепные золочёные осветительные приборы помимо функционального значения служат украшением залов. В Вестибюле и Аванзале они оттеняют холодный колорит интерьера, в Овальном зале подчёркивают тёплый тон колонн и золото в росписи «кессонированного» купола.
Музейное событие февраля возвращение из реставрации этих светильников и монтаж на историческое место в Аванзал (металлические крюки сохранились еще с 1850-х годов) восстановило единство светового убранства центральной анфилады Большого дома.