25.08.2024—01.12.2024
«Музей истории города Бронницы»
Представленные на выставке Музеем-заповедником «Архангельское» иллюстрации из альбома «Народы России» знакомят с населением Российской империи. Национальная тема поддержана русским костюмом из собрания Музея истории города Бронницы книгами из библиотечного собрания князей Юсуповых, а также предметами декоративно-прикладного искусства, поступившими в музей-усадьбу с 1927 по 2006 год из музеев и частных коллекций. Музейные предметы прекрасно дополнят куклы в национальных костюмах народов России из частной коллекции.
Династия князей Юсуповых, представители которой переехали в Москву из Ногайской Орды в середине XVI века, стала одним из выдающихся российских аристократических родов. Они чтили память о своем происхождении, поэтому в библиотечном собрании хранились книги по татарской истории и культуре. Значительный раздел библиотеки составляют издания, посвященные путешествиям «по разным местам Российского государства», в том числе в Бухару и на Камчатку, а также описаниям «всех обитающих в Российском государстве народов».
В конце XIX – начале XX века в дворянской среде возрос интерес к русским национальным традициям. Свидетельством этого явления выступает тарелка производства Мейсенского фарфорового завода, на зеркале которой княгиня З.Н. Юсупова изображена в парке Архангельского в русском народном костюме. Самая первая запись в Гостевой книге подмосковного имения была сделана 18 июля 1884 года: «Танцовали в Русских Костюмах». Среди подписей гостей – автографы великняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Зинаида Николаевна не раз принимала участие в исторических балах в «русском стиле»: в 1883 году во дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной; в Зимнем дворце в феврале 1903 года.
Основную часть выставки составляют копии литографий альбома «Народы России». Автор – Густав Теодор Паули (1817–1867), немец по происхождению, получил образование в Берлинском университете. Начал свою карьеру в России как военный, но важную роль в истории страны сыграл как действительный член Русского географического общества, подготовив к изданию «Description ethnographique des Peuples de la Russie» («Этнографическое описание народов России»). В издании 1862 года изображены и описаны народы, проживающие в России: народы Кавказа, урало-алтайские, а также народы Восточной Сибири, Камчатки и Русской Америки. Оно вышло на французском языке, но названия народов под иллюстрациями даны и на русском. Написанные с натуры рисунки для книги изданы цветными в технике литографии. На них с большой точностью запечатлены костюмы и быт жителей России середины XIX века. Под каждой иллюстрацией содержатся сведения о художниках и граверах. Среди имен русских и иностранных авторов рисунков К. Гун, С. Павлов, А. Петцольд, Карпов, Виаль, Джиржановский и другие. Это исключительное по своему научному и художественному значению сочинение, ставшее на многие последующие десятилетия хрестоматийным сводом изображений костюмов народов Российской империи.
Этническое направление в фарфоре было начато в 1780–1790-е годы Императорским фарфоровым заводом серией «Народы России» по иллюстрациям из книги немецкого ученого и путешественника Иоганна-Готлиба Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» и гравюрам М.И. Козловского и Ж.-Б. Лепренса.
Изображение простонародного типажа и народов России было приоритетной темой национальной школы русской мелкой фарфоровой пластики. Фигуры стали популярными, поэтому их выпускали на многих частных заводах.
Фаянсовая тарелка и фарфоровая фигура «Крестьянин с корзиной за спиной» – изделия, изготовленные на заводах Бронницкого уезда Московской губернии.
Большая часть предметов декоративно-прикладного искусства на выставке посвящена народным гуляниям: крестьяне пляшущие, с балалайкой. Праздники также представлены женскими головными уборами, которые в народном костюме играли доминирующую роль. В качестве приданого они, как семейная реликвия, переходили из поколения в поколение.
На выставке представлено более полусотни предметов.