«Архангельское: крепостные мастера и художники»
 

Выставки вне музея

«Архангельское: крепостные мастера и художники»

«Архангельское: крепостные мастера и художники»

09.09.2023—09.12.2023

Усадьба Лопасня-Зачатьевское

В усадьбе Лопасня-Зачатьевское, филиале Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» открыта выставка «Архангельское: крепостные мастера и художники».
На выставке представлено около 40 предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и редкой книги. Они охватывают все стороны творческой деятельности крепостных мастеров и художников в знаменитой усадьбе князей Юсуповых Архангельское в период ее расцвета. В России конца XVII – первой половины XIX столетия шли два параллельных и во многом разнонаправленных процесса: с одной стороны, существование и даже ужесточение крепостного права и с другой – быстрая европеизация страны. Первый процесс требовал все большего количества квалифицированных специалистов, тогда как второй обернулся замедленным ростом, а на первых порах и серьезным уменьшением слоя лично свободных людей, вольных в выборе профессиональных занятий. Одним из следствий этой ситуации стало появление крепостных художников, архитекторов, музыкантов, актеров и производственных мастеров, имеющих высокий уровень технологической подготовки. Выделение этих людей из массы крестьян и дворовых как правило происходило по инициативе их помещиков, стремившихся устраивать свою жизнь по европейскому образцу, получать новые источники дохода и возможности удовлетворять собственные интеллектуальные запросы и тщеславие.

Одним из таких помещиков был князь Николай Борисович Юсупов (1751–1831) – высокопоставленный чиновник, дипломат, выдающийся коллекционер. Высокий статус, богатство, блестящее образование, обширные европейские связи, более чем десятилетний опыт руководства императорскими театрами, фарфоровым и стеклянным заводами, шпалерной мануфактурой, Эрмитажем и Мануфактур-коллегией обеспечили успех многим его экономическим и художественным начинаниям, предпринятым после выхода в отставку в начале XIX столетия. Почти сразу он начинает
отдавать в обучение специалистам и на императорские предприятия крепостных мальчиков и юношей. Своего рода «витриной» этих «ученых прихотей» стало подмосковное имение Архангельское, приобретенное им в 1810 г. В Архангельском появились столярная мастерская, в которой изготавливали дворцовую мебель и рамы для картин, хрустальный завод, «фарфоровое заведение», работавшее преимущественно как мастерская по росписи фарфора, слесарная мастерская.

Особенностью Архангельского стало формирование круга художников-универсалов, многие из которых успели поработать в качестве и живописцев, и копиистов, и реставраторов картин, и художников по фарфору и фаянсу, и даже книжных графиков. Последние из этих художников продолжали работать в Архангельском еще в середине XIX столетия. Одним из них был П.А. Шестаков, который оставил серию видов Архангельского, запечатлевших строения, некоторые из которых не сохранились до нашего времени: беседку Прелестный вид и комплекс Скотного двора.
Из всех начинаний Н.Б. Юсупова наибольшую известность приобрело созданное в 1818 году «фарфоровое заведение», которое впоследствии было преобразовано в предприятие по выпуску фаянсовой посуды. Юсуповский фарфор, изготавливавшийся исключительно для княжеских нужд и для поднесения в дар, отличался высоким качеством привозного «белья» и узнаваемым декором, а также большим количеством произведений живописи и графики, представленных в копиях на тарелках и чашках. Высокий художественный уровень отличал и изделия действовавшего в Архангельском хрустального завода, который функционировал уже как коммерческое предприятие.

Уникальный характер имеет экземпляр поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», увидевший свет в 1794 году в Парме в типографии Джамбаттисты
Бодони (1740–1813), одного из наиболее выдающихся издателей своего времени. Книга вышла тиражом в 100 экземпляров, и ее изначальная библиофильская редкость приобрела характер
исключительности после того, как по воле Юсупова в начале 1810-х годов крепостными художниками Е.А. Шебаниным, Ф.П. Ткачевым, Ф.Г. Сотниковым и М.Ф. Полтевым были изготовлены 20 акварельных иллюстраций к поэме. Художники воспользовались гравюрами Ш. Кошена и Ю.Ф. Гравело (Бургиньона) из французских иллюстрированных изданий поэмы и адаптировали их под изменившийся формат и иной вид графического искусства и нашли цветовое решение для каждого изображения. Экземпляр получил роскошный переплет красного сафьяна сзолотым тиснением и золоченым обрезом.

Таким образом, на выставке можно увидеть уникальный предмет, в котором волей одного из наиболее выдающихся «просвещенных вельмож» соединяются великое литературное произведение, богатые традиции французской книжной иллюстрации, выдающийся образец итальянского книжного дизайна, достижения российского переплетного дела и творчество крепостных живописцев.
Для более полного представления о книге на выставке представлены копии десяти акварелей, снабженные переведенными на русский язык цитатами из поэмы.

Выставка продлится до 9 декабря 2023 года.