Театры Парижа XVIII века
Теофиль Готье писал: «Одеон не может ни жить, ни умереть, в этом его недостаток… Никто не может его ни убить, ни воскресить: он открывается, чтобы закрыться, он закрывается, чтобы вновь открыться».
Это было сказано о парижском театре Одеон, но справедливо отнести данное высказывание ко всем историческим театрам. Что касается театра Одеон, его здание торжественно открыла королева Мария Антуанетта в 1782 году. Впервые в Париже открылся настоящий театр, созданный по канонам итальянских постановок и итальянской комедии. В 1784 году здесь состоялась премьера пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Впрочем, столица Франции в XVIII веке была богата театрами, публика не скучала. Среди главных театров Парижа конца XVIII века можно выделить следующие: Королевская академия музыки, которую парижане именовали «Большой оперой», Французский театр (или Французская комедия), Итальянский театр (Итальянская комедия), Театр господина брата короля и «Веселое варьете». Все эти театры были расположены в центре города, в людных богатых кварталах Парижа, в треугольнике, один угол которого образовывали Тюильрийский дворец и Пале-Рояль, другой — бульвар у Сен-Мартенских ворот, где помещалась Королевская академия музыки, и Сен-Жерменское предместье у Люксембургского дворца, где находилась Французская комедия — третий угол этого треугольника.
Выставка представляет изображения гравюр из театрального журнала «Костюмы и анналы главных парижских театров», издаваемого в Париже в 1780-е годы. Журнал принадлежал Николаю Борисовичу Юсупову (1751–1831), директору императорских театров в России и заядлому театралу, и дошел до наших дней в составе хранения редких книг Музея-заповедника «Архангельское».
Роли и костюмы актеров XVIII века
Вот как обозначена цель журнала в его предисловии: «Работа предназначена для представления костюмов наиболее просвещенных наших актеров, чтобы выявить ошибки в костюмах; неизвестных или измененных, а также для исследования одежды античности и иностранных государств, где дается тщательный анализ всем дебютам, всем новым пьесам, которые представляют Королевские Театры, и знания, достаточные для историй этих же театров с момента их происхождения; с подробной информацией о жизни выдающихся авторов, актеров, актрис. Анализ пьес, которые составляют их репертуары, традиции ведущих ролей от самых известных комиков, и размышления о драматическом искусстве и об искусстве декламации».
На гравюрах изображены известные актеры Парижских Королевских театров в своих сценических костюмах. Мы имеем возможность взглянуть на блистательные театральные подмостки Парижа галантного века, насладиться красотой и великолепием костюмов, которые служат дополнением к искрометной игре и захватывающим дух сюжетам опер.
Актеры XVII–XVIII веков даже в пьесах из жизни Древнего Рима выходили на сцену в париках и сшитых по последней парижской моде камзолах. Первыми пышными театральными костюмами стали подаренные королями и вельможами платья, слегка приукрашенные в духе играемой пьесы и роли.
Представитель античного мира на сцене выглядел так: огромный французский парик в картонном шлеме с перьями; обтягивающий костюм до бедер из матерчатой кирасы, из-под которой выглядывала подобная албанскому костюму юбка; имитация голых ног в шнурованных сапогах; рукава с кружевами до локтей. Женский костюм состоял из нескольких юбок; платье оканчивалось треном; и все это, украшенное вышивкой, кружевами, бантами, – сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями.
От пудреных париков при движении вокруг актера стояло сплошное облако осыпавшейся пудры. На сцене за длинным треном актрисы всегда находился специальный мальчик, в обязанности которого входило поправлять его при движениях актрисы. Не всегда это было уместно по сцене.
Такой костюм утверждался традицией, вкусами актеров, портных и портних, духом времени и театра. Один из законодателей художественного вкуса, аббат Дюбо, в «Réflexions critiques sur la poesie et sur la peinture» (Критические размышления о поэзии и живописи) (1719) писал: «Содержание драматического произведения всегда чудесно; поэтому костюм бывает, обыкновенно, фантастичен и комбинируется из элементов античного, из условий благородства его характера и славы французского народа; поэтому в трагедии костюмы богаты и великолепны, насколько это допускает фантазия».
Середина XVIII века характеризуется новым взлетом мысли и следующим за ним направлением в искусстве, называемым романтизмом. Философия поднимает значение личности, наука устремляется к изучению человека и природы, а интерес общества, до той поры сосредоточенный на парадной и куртуазной сторонах придворной жизни, постепенно устремляется к буржуазии и правде жизни. В конце XVIII века происходит Великая французская революция. Театр, как отражение жизни, также переживает кардинальные изменения.
Благодаря близости к театру Вольтера и Мармонтеля реформа костюма стала проводиться в жизнь актерами почти одновременно во всех театрах с середины XVIII века. Но перелом художественной мысли произвел балетмейстер Жан-Жорж Новерр (1727–1810). Он был директором танцевальной школы в Штутгарте и уже приобрел себе громкое имя в Европе. Его знаменитое теоретическое сочинение «Lettres sur la danse et sur les ballets» несколько раз переиздавалось в том числе в Петербурге с посвящением императору Александру I в 1803 году и в 1807 году в Париже. Основные его принципы: правда и красота. Понимание Новерром сценического искусства до того глубоко, что мысли его никогда не состарятся, и его сочинение может быть настольной книгой для актера, танцора, балетмейстера и декоратора даже нашего времени.
В конце XVIII века известный французский трагик Франсуа Тальма (1763–1826) совершил решительный поступок – вышел на сцену в одежде, соответствующей эпохе и сюжету пьесы. Как и следовало ожидать, это не было оценено ни зрителями, ни его коллегами. Тальма также большое внимание уделял и собственно актерской игре, добиваясь психологической убедительности. Он ввел портретный грим, исторический и этнографический костюмы – средневековый, античный, восточный. Большую помощь в создании образа и великолепного артистического гардероба ему оказывал друг – художник Луи Давид.
Героиня – Иоанна I Неаполитанская (1328–1382, королева Неаполя с 1343) Неаполитанский королевский двор при ней был одним из самых блестящих дворов Европы, а сама королева, наряду с красотой и коварством, была образована и оказывала покровительство людям искусства. Королева была отлучена от церкви папой Урбаном VI.
Костюм актера монсеньора Tue в комедии «Всего не предусмотришь» Комическая опера «Всего не предусмотришь» (1761) по мотивам «Ста новых новелл» Лафонтена Музыка – Монсиньи (1729–1817) Либретто – Мишель Жан Седен (1719–1797)
Костюм Филиппа Августа в комедии «Саржин» Саржин – герой популярной в то время музыкальной комедии «Саржин, или Ученик Амура» (1788). Музыка – Никола Мари д'Алерак (1753–1809), Либретто – Жак-Мари Монвель (1745–1811)
Костюм мадам Дюгазон в роли Софии де Виллардуэн (в комедии «Саржин, или Ученик Амура» (1788) Луиза Розали Дюгазон (1755–1821) – оперная певица (меццо-сопрано) Родилась в семье французского танцовщика Лефебюр. Приняла псевдоним супруга актера Анри Гурго как фамилию. Дебют состоялся в 1769 году. В 1804 году Дюгазон по болезни оставила сцену.
Костюм Жосслена в комедии «Волшебный кубок» (1688) Комедия написана французским поэтом-баснописцем Жаном Лафонтеном (1621–1695) в соавторстве с актёром и драматургом Шарлем Шанмеле (1642–1701)
Адриенна Лекуврер в роли Корнелии в трагедии Пьера Корнеля «Смерть Помпея» (1643) Главным новаторским достоинством ее игры была необыкновенная человечность создаваемых образов. Она сумела преодолеть принятую за основу во всех театрах манеру сценической декламации. Лекуврер была также реформатором театрального костюма. Внесла в условный сценический костюм элементы подлинного историзма и детали конкретной изображаемой эпохи. При загадочных обстоятельствах умерла в Париже 20 марта 1730 года в возрасте 35 лет.
Костюм актера Лаиса в роли Ореста из оперы «Ифигения в Тавриде» Лаис Франсуа (1758-1831) – оперный актер и политический деятель «Ифигения в Тавриде» – последняя из выдающихся опер Глюка Либретто – Никола Франсуа Гийяр (1752–1814) по мотивам драмы Еврипида.
Костюм мадемуазель Гарсен в роли Пальмиры из трагедии Вольтера «Магомет» (1741) Вольтер Франсуа-Мари Аруэ (1694–1778)–один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник. Герои пьесы «Магомет-пророк, или Фанатизм», следуя велениям внушенного свыше чувства долга, навлекают на себя и других гибель. Это произведение стало своеобразным выступлением против любых покушений на права личности.
Костюм господина де Саржин, отца героя, из одноименной комедии «Саржин, или Ученик Амура» (1788) Музыка – Никола Мари д'Алерак (1753–1809) Либретто – Жак-Мари Монвель (1745–1811)
Костюм Ифигении из оперы «Ифигения в Тавриде» «Ифигения в Тавриде» — последняя из выдающихся опер Глюка Либретто – Никола Франсуа Гийяр (1752–1814) по мотивам драмы Еврипида
Монсеньор Перигни Костюм и роль Воловикова в пьесе «Спасенный Новгород» Спектакль состоялся 3 октября 1786 года на сцене «Итальянской комедии» (Париж) Поставлен по пьесе «Лизанька и Федор, или Спасенный Новгород» французского драматурга Пьер-Жан-Батист Шудар-Дефорж (1746–1806) В театральном журнале написано о пьесе: «Костюмы были сделаны по рисункам, исполненным г-ном Дефорж. Этот писатель прожил три года в Санкт-Петербурге; поэтому его русские костюмы можно считать точными»
Монсеньор Клерваль Роль и костюм Азора в комедии «Земира и Азор» «Земира и Азор» (1771) – комическая опера-балет на сюжет сказки «Красавица и Чудовище» Музыка – Андре Гретри Либретто – Жан Франсуа Мармонтель Опера включает знаменитую колоратурную арию La fauvette, имитирующую птичью песню. Именно из этой оперы знаменитая фраза: «А роза упала на лапу Азора»
Костюм монсеньора Клерваля Роль Коласа в комедии «Роза и Колас» «Роза и Колас» – это комическая опера Мишеля Жана Седена на музыку Пьера-Александра Монсиньи, впервые поставленная во французском театре Отель де Бургундия 8 марта 1764 году
Монсеньор Чардини Роль и костюм Тесея в постановке «Эдип в Колоне» «Эдип в Колоне» был последним произведением Софокла (495–406 до н.э.) Софокл родился в Колоне
Костюм придворного Генриха IV Гравер – Жан Франсуа Жанине Жан Франсуа Жанине (1752–1814) первым применил цветную печать. Но отпечатки с трех или четырех досок не удовлетворяли Жанине, и он постепенно перешел к печати с большего количества досок, доведя их до восьми -десяти.
Роль и костюм Замора в «Альзире», трагедии Вольтера Вольтер Франсуа-Мари Аруэ (1694–1778) – французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. В трагедии «Альзира» (1736) Вольтер показывает жестокость и фанатизм испанских завоевателей Перу.
Костюм греческого охранника Героического периода Героический период древнегреческой мифологии представлен двумя выдающимися эпическими произведениями, лежащими в основе всей современной европейской литературы – «Илиадой» и «Одиссеей». В них ярко описаны подвиги героев, совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт.
Костюм Калхаса – жрец, сопровождавший греков в Троянскую войну. По его совету был построен большой деревянный конь, в брюхе которого спряталось несколько греческих воинов. Троянцы ввезли коня в город. Троя пала.
Костюм Пирра в «Андромахе», трагедии Расина «В вечном мире Гермиона является залогом, Мне женой…» Премьера «Андромахи» состоялась 17 ноября 1667 года в Лувре в присутствии Людовика XIV Жан Батист Расин (1639–1699) – один из выдающихся драматургов Франции XVII века, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».
Микку в роли Блёза в опере «Блёз и Бабетта» Поступил в Театр Итальянский в 1775 году Музыка – Дезед Никола (ок.1740–1792) В содружестве с актером Жак-Мари Монвелем написал для театра «Итальянская комедия» (Париж) многие оперы, в том числе «Блез и Бабетта» (1783) Дезед – один из основоположников пасторального жанра.
театр Одеон Монсеньор Перрье в роли Бакалавра в пьесе «Женатый мужчина»
Опера-буфф Мадам Паста в роли Танкреда из одноименной оперы Джудитта Паста, урожденная Негри (1798–1865) Дебют актрисы состоялся в Брешии (1815), где она исполняла второстепенные партии. Мировое признание получила в 1821 после блестящих выступлений в Париже. В 1825 участвовала в премьере оперы «Путешествие в Реймс» Дж.Россини, приуроченной к коронации Карла X. Джудитта Паста – первая исполнительница партии Нормы в одноименной опере Беллини (1831, Милан), партии Анны Болейн в одноименной опере Доницетти (1830, Милан) и ряда других. В 1840–1841 годах выступала в Петербурге и в Москве. Обладала ярким драматическим дарованием. Одна из наиболее выдающихся итальянских певиц первой половины 19 века.
Мазурье в роли Вампира («Удар вампира»)
Театр «Варьете» Мадемуазель Чальбоз в роли Кухарки из оперетты «Бургундец» «Варьете» – театр специально для водевиля. Основан в Пале-Рояле в 1789 году мадемуазель Монтансье. В 1807 году императорским указом его труппа перешла в парижский театр «Варьете»
Королевская Академия музыки Монсеньор Руссо Роль Ринальдо в опере «Армида» «Чем больше смотрю на эти места, тем больше ими восхищаюсь» Художник Дютертр Андре (1753–1842) родился в Париже в семье печатника, обучался изобразительному искусству в мастерских Жозефа Вьена и Антуанна Калле. В 1785 году по заказу короля Людовика XVI копировал картины Карла ван Лоо, после чего попробовал себя в качестве иллюстратора. В 1798 года определён в состав «Комиссии по наукам и искусствам» и принял участие в Египетской экспедиции. С 1804 года – профессор рисования Пажеского корпуса Императора.
Королевская Академия музыки Монсеньор Гардель-младший Художник – Андре Дютертр Пьер Гардель (1758–1840) – один из ведущих французских артистов балета, балетмейстер. Гардель провел реформу балетного костюма, расширил технические возможности танца, ввел в балетный спектакль вальс. Он ставил балеты и на сюжеты из современной жизни, что было для его времени новаторством
Мадам Белькур «Мещанин во дворянстве», роль Николь Художник – Дютертр Гравер – Шапюи БЕЛЬКУР Роз Перрин (1730–1799), [наст. фамилия – Лe Pуа де Ла Корбинe]. Сценическую деятельность начала в 1743 году в театре «Опера комик» (Париж). Затем играла в провинции. Актриса мольеровской традиции, Белькур в своих лучших ролях привлекала очаровательной внешностью, звонким голосом, живостью и весельем исполнения роли.
Страдания Ариадны Жан-Жак Франсуа Ле Барбер, художник короля (1738–1826) Гравер – Жан Франсуа Жанине
Мистер Ларуэт в роли жениха Опера «Кузнец» «Весело прогуливаться со мной» Жан-Луи Ларуэт (1731–1792)- актер и композитор комической оперы Комическая опера Франсуа-Андре Филидора «Кузнец», либретто – Антуан Франсуа Кетан
Костюм гастата Гастаты – воины авангарда тяжёлой пехоты римского легиона в IV—II вв. до н. э. Защитное вооружение включало: одно или двух-метровый дротик (пилум), большой щит (скутум), бронзовый шлем и кованый доспех с бронзовым или железным нагрудником либо кольчугу — в зависимости от индивидуальных предпочтений, так как вооружение покупалось на собственные средства