13.12.2024
Онлайн
В экспозицию вошли иллюстрации из альбома начала XIX века «Костюмы, нравы и обычаи русских, зарисованные в Санкт-Петербурге Гейслером, художником при господине Палласе, описанные господином доктором Грубером». На гравюрах изображены представители распространенных на Руси профессий – разносчиков и лавочников.
Издание находится на хранении в фонде редких книг Музея-усадьбы «Архангельское». Иллюстрации издавались в Лейпциге в течение нескольких лет отдельными тетрадями, в каждой из которых публиковалось по пять изображений с комментариями на французском и немецком языках. Любопытно, что представители обычных для России профессий запечатлены и прокомментированы в этнографических зарисовках из жизни Петербурга иностранцами.
Мало известный вне России слой русского населения - мелкие торговцы: лубочники, извозчики, сбитенщики и многие другие, – стали героями акварелей художников Христиана Готфрида Генриха Гейслера (1770-1844) и Иоганна Готфрида Шеффнера (1765-1825). О последнем нет никаких сведений, кроме того, что его работы находились в частных коллекциях и нередко использовались в изданиях, посвященных XVIII веку. Покупатели и продавцы «встретились» на гравюрах так, как это случалось на улицах Петербурга. Из предисловия известно, что в целях доступности издания художники намеренно сгруппировали в каждой картинке несколько фигур. Наблюдательность авторов, документальность в изображении костюмов, атрибутов профессии, придает работам Гейслера и Шеффнера особую ценность.
Автором сопроводительного текста на немецком и французском языках, а также предисловия выступил немецкий ученый Иоганн Готфрид Грубер (1774-1851). В своих текстах Грубер очень уважительно отзывается о русских, с восхищением отмечая веселость нрава и эмоциональность нашего народа. Пояснения к рисункам, написанные в популярной в XVIII веке форме обращения «к моему дорогому другу», не только комментируют работы художника, но и содержат сведения, являющиеся самостоятельным этнографическим исследованием.
Жанровые гравюры Гейслера всегда пользовались популярностью у коллекционеров. Однако нередко букинисты изымали листы из альбомов и продавали их по отдельности. В наши дни гейслеровские альбомы в комплекте встречаются крайне редко, но мы имеем возможность соприкоснуться с историей и культурой родной страны, в которой многое забыто и утрачено. Черты характеров, отраженные на гравюрах Готфрида Гейслера и подмеченные в описаниях Иоганна Грубера, узнаваемы и сегодня.
Смеем надеяться, что зрителям выставки будет интересно провести аналогии с современностью.