05.12.2024
Онлайн
Имения и резиденции князей Юсуповых во второй половине XIX-начале XX веков на фотографиях из собрания Музея-заповедника «Архангельское»
Князья Юсуповы уже в начале XIX столетия входили в число богатейших землевладельцев России и не потеряли этот статус вплоть до 1917 года. На рубеже веков их земли, общая площадь которых составляла 246,5 тысяч десятин, простирались от Санкт-Петербургской губернии до Крыма и от Белоруссии до Среднего Поволжья. В основном, как у всех богатых аристократических семейств, это были сельскохозяйственные земли, хотя уже в XVIII столетии Юсуповы активно развивали промышленные производства. Расширению землевладения этой семьи способствовали брачные союзы с богатыми родовитыми семействами и служба при дворе.
В большинстве своих владений, а их насчитывалось 23, хозяева никогда не появлялись, управляя ими через отлаженную систему администрации, состоявшую из центральной петербургской канцелярии, а также региональных и местных контор. В других бывали лишь изредка. Князь Феликс Юсупов-младший вспоминал: «Иногда родители возили нас с братом на свои многочисленные заводы и земли, рассеянные по всей России; некоторые из них были настолько отдалены, что мы так дотуда и не добирались. Одно из таких владений, расположенное на Кавказе, простиралось на 200 километров по берегу Каспийского моря».
С середины XIX века Юсуповы приобретают владения, исключительными функциями которых было обеспечивать комфортный досуг хозяев, возможности для их общения с людьми своего круга и поддержание социального статуса. С 1810-х годов эти задачи выполняло и подмосковное Архангельское. Постепенно за ними закрепилось название «резиденции».
Особенно любимые места, представленные на выставке, Юсуповы посещали регулярно, проводя в них порой по нескольку недель в году; развитие железнодорожного сообщения делало такие путешествия быстрыми и не хлопотными. Именно они ассоциируются сейчас с именем Юсуповых. Во многом потому, что эти владения и пребывание в них хозяев оказываются наилучшим образом запечатленными в фотографии, профессиональной и любительской, навечно зафиксировавшей то обаяние аристократизма, который в наше время справедливо воспринимается как утраченная ценность.