Выставка ТЕАТР.RUS в “Новом Манеже”
02.11.2019—08.01.2020
МГВЗ «Новый Манеж»
Выставка ТЕАТР.RUS пройдет в “Новом Манеже” со 2 ноября по 8 января 2020 года в рамках Года театра в России. Выставочный проект представит главные вехи пути с XVII века, пройденные российским театром за четыре века существования, как отражение взгляда на этот путь глазами человека XXI века. В 1818 году к приезду императора Александра I Николай Борисович Юсупов приготовил сюрприз: в Аполлоновой роще пейзажного парка был выстроен усадебный театр. Автором, декоратором и архитектором стал Пьетро ди Готтардо Гонзага. На тот момент он уже был знаменит в качестве театрального декоратора, но никто не знал о его архитектурном таланте. В день открытия спектакль состоял из трех живописных полотен: “Занавес”, “Богатый кабинет” и “Таверна”. Главное удивление зрителей было вызвано тем, что на сцене не было ни актеров, ни певцов, ни танцовщиков — лишь невероятная перспектива и композиция великолепных декораций гения. Николай Борисович Юсупов был назначен на должность императорских театров в 1792 году и сразу предложил художнику пост декоратора. В ту эпоху Россия переживала художественный и культурный расцвет, и Гонзага был заинтересован переездом в Санкт-Петербург, чтобы осуществить свои творческие замыслы. В итоге художник провел на новой родине половину своей жизни, создав уникальные полотна для театра Юсупова, а также принимал участие в оформлении коронационных и траурных торжеств, парковых пейзажей и монументальных росписей. На выставке представлено более 2 тысяч экспонатов, основную часть собрания представят предметы из коллекции Бахрушинского музея. Среди живописных доминант – подлинные задники русского живописца, театрального художника Константина Коровина к опере «Золотой петушок». Среди активных участников, поддержавших проект Бахрушинского музея, ведущие столичные театры, а также Государственный музей-усадьба «Архангельское», Музей-усадьба «Останкино», Костромской Государственный Драматический Театр им. А.Н. Островского, Центральный банк РФ. Специально к этой выставке Государственный музей-усадьба «Архангельское» предоставил 81 экспонат из фондов музея.
-
Эти лампы упоминаются в донесении от 14.10.1819 года канцелярии села Архангельского «Донесения изъ конторы села Архангельскаго. Во исполнение предписания Канцелярии для Московскаго театра из находящихся въ Здешнемъ театре жестяныхъ 65ти двойныхъ лампъ при семъ отправлено сорокъ, къ нимъ коробачекъ такихъ же сорокъ, стеколъ восемьдесятъ, проволочьныхъ для лампъ колецъ восемьдесятъ, о доставлении онаго благоволи Канцелярия сiю контору уведомить, касательно жъ до одинаких лампъ, то оныхъ здесь нисколько не имеется.» (РГАДА. Ф. 1290. Оп. 3. Д. 2349. Л. 12об.)
-
Лампы такой конструкции применялись в усадебном театре для освещения кулис, для чего прикреплялись к вертикальным стойкам. Приспособление в виде двух петель предназначалось для разворота светильника при смене декораций.
-
Россия. 1820-е годы. Лампы предназначались для освещения задника сцены.
-
Настенники в виде лиры были привезены в усадебный театр из театра в доме Юсуповых на Большой Никитской улице в Москве. В описях села Архангельского они упоминаются с 1850 года («Опись Архангельскому большому дому флигелямъ и кладовой сентября дня 1850 года. Театръ. Жерандолей жестяныхъ на манеръ лиры на 3 свечи» (ГМУА АГЮ. Д. 147. Л. 48об.)
Costumes des grands théatres de Paris. № 37‒48. – Paris, 1786.
Anacreontica alle eccellenze loro. Il Principe Demetrio Gallitzin, governatore militare e generale di Moasca, il Principe Nicola Iussupow, il generale in capite Stefano Apraxin; la Principessa Bieloselski-Beloozerski; la Contessa Panin … Mosca, dalla stamperia di Augusto Semen,1822
Автор оды «Анакреонтика», изданной всего в пяти экземплярах, до недавнего времени был неизвестен. Не указав своего имени, он назвал себя автором «Гостеприимства». Поэма под таким названием, прославляющая гостеприимство России по отношению к иностранцам, была обнаружена в юсуповской библиотеке. Автором обоих текстов оказался итальянский оперный либреттист Антонио Филистри да Карамондани (род.1760), чьи следы после 1811 года считались потерянными. «Анакреонтике» предпослано посвящение 10 представителям московской знати, составившим антрепризу Итальянской оперы, и особое обращение к Н.Б. Юсупову. Стихи содержат похвалы Юсупову как другу изящных искусств, собирателю лучших творений художников и устроителю нового театра. Поэт говорит о содружестве искусств в театре, описывает смену красочных сценических картин, столь похожую на спектакль декораций Гонзаги, и поименно представляет состав итальянской труппы.
Racine, Jean Baptiste (1639-1699). Oeuvres de Racine.T.1. – Paris.1760
Крепостной художник. «Тюрьма или Подземелье». Рисунок с декорации Пьетро Гонзаги для театра в Архангельском. Бумага голубая, тушь, акварель.
Рисунки служили своеобразным каталогом ансамбля подлинных декораций П. Гонзаги. В комплект каждой декорации входили: задник длиной более 10 метров, падуга (одна или более) и до пяти пар кулис высотой до 6 метров
-
Театр, построенный по рисунку Гонзаго <…> и посвященный владельцем памяти сего знаменитого художника, можно считать важнейшею достопримечательностью Архангельского села. Эта прелестная игрушка состоит из 22 двуместных лож с внутренним сообщением в двух ярусах и из небольшого партера, и может вместить в себе до 400 зрителей; но самая величайшая драгоценность это двенадцать перемен декораций, писанных неподражаемою кистью Гонзаго; из уважения к художнику и желая сохранить сколь возможно долее эту живопись, которая столь же быстро осыпается как разноцветные украшения на крыльях мотылька, покойный владелец не позволял в этом театре сценических представлений, так по крайней мере нам рассказывали. Нестор Кукольник. Вилла (очерк опубликован в «Художественной газете», 1837)
Театральное приспособление для звуковых эффектов в форме цилиндра. Россия. XIX века.
Театральное приспособление для звуковых эффектов в форме арфы. Россия. XIX век.
Предметы находились в театре в Архангельском. Точное назначение и принцип действия остаются неизвестными.
-
Неизвестный мастер. Слепки с геммы. Театральные маски. Западная Европа. Конец XVIII века.
-
Гусли, древнейший русский инструмент, в XVIII-XIX веках вошли в обиход дворянских салонов и профессионального исполнительства, приобретя настольную форму с изящной отделкой.
-
На фото зафиксированы попытки использования сохранившихся декораций в самодеятельных спектаклях в 1930-е годы. На обороте фотографии надпись: «Таверна – Пантомима. Муз. Бетховена – Контраданс Шуберта – Музыкальн. момент».
Ежедневно в специально сооруженном зале, оформленном декорациями, бутафорией и реквизитом из запасников московских театров, будет работать лекторий «Уроки профессии». В образовательном цикле лекций примут участие Григорий Заславский, Вадим Щербаков, Дмитрий Родионов, Римма Кречетова и др., также пройдут презентации театральных проектов и изданий. Торжественное открытие выставки состоится 1 ноября при участии деятелей культуры, где будет проведена церемония награждения благодарностями от имени музея сотрудников и партнеров, помогавших в организации успешных проектов в рамках Года театра в России.
Кураторы проекта – Дмитрий Родионов, Вера Мартынов, Наталья Пивоварова, Наталья Каминская.
Художник – Вера Мартынов. Место проведения: МГВЗ «Новый Манеж» (г. Москва, Георгиевский пер., д.3 стр.3, м. Театральная, м. Охотный ряд)
Режим работы:
вт-вс 12:00–21:00, вход для посетителей до 20:30
пн - выходной.
Вход на выставку свободный.