24.01.2024—12.05.2024
«Ботанические оранжереи»
С 24 января по 12 мая в Ботанических оранжереях проходит выставка «Архангельское. Стоп-кадр»
Благодаря фильмам, снятым на территории знаменитой усадьбы князей Юсуповых, в интерьерах дворца Архангельского, театра Гонзаги или с использованием музейных предметов, в представлении отечественного зрителя утвердился образ идеальной русской дворянской усадьбы, независимо от того, бывал ли этот зритель реально в музее или нет.
За последние сто лет Архангельское не раз становилось локацией для съемок художественных фильмов. Архивные документы позволяют показать творческий процесс ведущих советских и российских режиссеров и художников-постановщиков, а также – как складывались отношения между музеем, вышестоящими инстанциями и киностудиями. Что касается публики, то для нее будет крайне занимательно узнать, каким образом осуществлялись съемки в парке и во дворце, а также какие предметы из собрания музея нашли свое место на экране, демонстрируя соответствие фильма эпохе, стилю, акцентируя внимание зрителя на утилитарных функциях предметов, которые в музее рассматриваются, в первую очередь, с художественной точки зрения.
Статус музея, полученный в 1919 году, сохранил и строения, и убранство, и коллекции Архангельского, которое с этого времени не раз становилось местом киносъемок. Родовое дворянское гнездо - не безликие декорации, а полноправный участник художественных фильмов, дошедшие до нас подлинные звенья отечественной истории, соединяющие настоящее с прошлым.
До определенного момента съёмки игровых сцен проходили в музейных экспозициях, чтобы достоверно донести зрителю подлинный стиль и атмосферу эпохи. Архивные документы восстанавливают процесс и демонстрируют закулисье, так называемый back stage. В основном Архангельское для съемок использовали киностудии «Мосфильм» и им. Горького, изредка – «Ленфильм», «Беларусьфильм» и другие. Любопытно проследить, как одни и те же предметы «кочуют» из одного фильма в другой, подтверждая их выбор художниками-постановщиками и режиссерами в качестве стиле- и смысло- образующих, максимально достоверно передающих их представления об эпохе, обстановке, времени, которым посвящен тот или иной фильм.
Летом 1926 года на партере усадьбы проходили съемки немого фильма Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова «Генеральная линия» («Старое и новое»), увы, этот фрагмент не вошел в финальную версию картины. В 1946 году дормез князя Н.Б. Юсупова (карета для дальних путешествий) станет значимым элементом историко-музыкального биографического фильма «Глинка» режиссера Лео Арнштама. В числе наиболее важных кинолент, снятых на территории или с использованием предметов из собрания музея-заповедника «Архангельское»: «Сорока-воровка» (1958), «Белые ночи» (1959), «Обыкновенное чудо» (1964), «Анна Каренина» (дважды, 1967, 2009), «Война и мир» (1965-1967), «Дворянское гнездо» (1968), «Звезда пленительного счастья» (1975), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Отцы и дети» (1984), «Виват, гардемарины» (1991), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Барвиха» (2009), «Записки экспедитора Тайной канцелярии» (2010) и другие.
Эскизы, рисунки и архивные документы, хранящиеся в Музее кино и Госфильмофонде, документируют творческий процесс, от идеи до кинокадра. Экспонаты музея дополняют фрагменты всем известных художественных фильмов, давно и прочно занявших свое место в золотой коллекции российского кино.
Наше сегодняшнее представление о том, как и где жили герои русской классической литературы и исторические персонажи, складывается не только в результате знакомства с текстами, но часто, в первую очередь, опирается на визуальный ряд, созданный ведущими режиссерами страны, такими как Наум Трахтенберг и Иван Пырьев, Эраст Гарин и Александр Зархи, Сергей Бондарчук и Андрей Кончаловский, Владимир Мотыль и Лев Кулиджанов, Эльдар Рязанов и Светлана Дружинина, Павел Лунгин и Сергей Соловьев, и другими. Киномиф о том, как выглядела традиционная русская дворянская усадьба, рождался через сюжеты классической русской литературы, опираясь на тексты Герцена, Толстого, Тургенева. И этот визуальный ряд со временем превратился в наш ментальный код, позволяющий зрителю безошибочно определять принадлежность сюжета к историческим событиям в России XIX века, олицетворением которого на киноэкране является усадьба Архангельское и ее коллекции.