01.11.2017—03.12.2017
Колоннада, Нижний зал
На выставке представлены авторские версии костюмов эпохи барокко, выполненные студентами II курса Кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ.
Перед студентами стояла задача создания театральных костюмов к спектаклю «Тартюф, или Обманщик» по одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера (1622–1673). Каждый выбрал для себя одну из известных постановок знаменитой пьесы и, исходя из сценографии спектакля, создал собственное художественное решение костюмов. В творческом поиске учащимся помогла кропотливая работа с фондом изобразительных материалов Российской государственной библиотеки по искусству.
Девять молодых художников представляют зрителю свое видение эпохи Людовика XIV и собственное, современное осмысление темы спектакля. В костюмах героев Мольера передаются образы персонажей: их характеры, социальное положение, эмоциональное состояние.
Макеты костюмов и аксессуары – воротники, перчатки, галстуки, башмаки, сумочки и другие детали костюма XVII столетия – виртуозно выполнены из простых материалов, прекрасно имитирующих фактуру дорогих тканей.
Название выставки носит символический характер. Премьера «Тартюфа» была сыграна труппой Мольера в резиденции Короля-Солнца, а усадьбу Архангельское еще в XIX веке называли «подмосковным Версалем». Театральная тема органична для Музея-усадьбы, где сохранился уникальный театр, построенный про проекту Пьетро Гонзаги и хранящий подлинные декорации начала XIX века. Владелец усадьбы князь Николай Борисович Юсупов (1751–1831), любитель и знаток театрального искусства, при императрице Екатерине II в течение пяти лет возглавлял дирекцию Императорских театров, приглашал в обе российские столицы лучших мастеров сцены. Среди нововведений князя – нумерация рядов и мест в зрительном зале.
По долгу службы и согласно собственным культурным потребностям вельможа следил за литературными веяниями, пополняя особо значимыми произведениями личную библиотеку. Основное предпочтение он отдавал французским авторам XVII–XVIII веков. В его книжном собрании сохранилось много пьес, составивших славу французской драматургии, особое место среди которых занимают произведения Мольера.