09.06.2018 , 18:00
Дворец
Интерьер, не раз менявший облик и обычно именуемый «Салоном», сохранил и своё первоначальное название—«Амурова зала». В этом названии—память о выдающемся ансамбле произведений изобразительного искусства, который сформировал коллекционер князь Николай Борисович Юсупов в середине 1810-х годов. Ключевым произведением в зале был шедевр мастера классицизма Антонио Кановы—скульптурная группа «Амур и Психея». В ансамбль зала входили также значительные живописные полотна на сюжеты античных легенд о любви.
В 1830-х годах после кончины вельможи-коллекционера многие произведения, украшавшие Архангельское, были перевезены по воле его сына Бориса Николаевича в Петербург, в новый дворец Юсуповых на набережной Мойки. В их числе были и произведения из «Амуровой», сохранившие статус ценнейших фамильных сокровищ. К сожалению, они не вернулись в Архангельское. «Амур и Психея» Кановы в настоящее время находятся в петербургском Эрмитаже.
Прославленную скульптурную группу в XIX веке воспроизводили в уменьшенных копиях. Одну из них мы видим на консольном столе между окон, но она даёт лишь самое общее представление о композиции.
Произведения искусства, составляющие убранство зала, представлены как музейная экспозиция, посвящённая французскому искусству XVII—XIX веков. Принципы размещения соответствуют историческим традициям: парные скульптуры подчёркивают симметрию в интерьере, центр отдан живописи большого формата. На главной стене—полотно Габриэля Франсуа Дуайена «Андромаха защищает Астианакта» по сюжету из «Илиады» Гомера, образец классицизма 1760-х годов.
Большой редкостью являются работы французских мастеров предшествующего, XVII столетия. На правой стене —крупное полотно «Жертвоприношение Ифигении», основанное на мифах Троянского цикла: это единственная в России работа Жана Тасселя. Рядом вверху—поэтичная композиция Шарля Альфонса Дюфренуа «Ринальдо и Армида»: в ней оживает эпизод из поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».
С галантным стилем рококо связано искусство Франсуа Буше, автора картины 1736 года «Испуганная купальщица». Она находится на правой стене в центре внизу. Тема, заимствованная из озорной сказки Лафонтена, воплощена в грациозной камерной композиции.
Значительными работами представлены также пейзажисты Клод Жозеф Верне, Пьер Жак Волер, мастер натюрморта Жан Луи Прево, портретисты Жан Лоран Монье и Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.
От первоначального интерьера в зале остался мебельный гарнитур резного золочёного дерева русской работы 1790-х годов. Его состав и расположение в интерьере аналогичны обстановке Императорского зала. Предметы имеют аутентичную шёлковую обивку: золотистый штоф обнаружили уже в наши дни под малиновой обивкой 1860-х годов и бережно отреставрировали.