19.06.2021—11.07.2021
«Колоннада»
Еще в первой трети XIX столетия Архангельское воспринималось современниками как одна из лучших усадеб ближнего Подмосковья, а к концу столетия – как первоклассный памятник архитектуры и садово-паркового искусства, место хранения выдающихся художественных коллекций и ценной библиотеки. С последней трети XIX в. усадьба не сходит со страниц путеводителей и других изданий, посвященных подмосковным достопримечательностям и различным аспектам усадебной культуры.
С образованием в усадьбе музея ситуация приобретает новое качество. Из имеющего высокую общественную ценность частного владения, существование которого целиком зависело от воли хозяев, Архангельское превратилось в государственный музей, ставший объектом государственной охраны и культурной политики. Началось систематическое изучение усадьбы и коллекций, в котором приняли непосредственное участие ведущие историки и искусствоведы, активно занимавшиеся в первые десятилетия советской власти охраной и изучением культурного наследия страны: С.В. Безсонов, И.Э. Грабарь, Н.Г. Машковцев, К.В. Сивков, С.А. Торопов.
Инициатором первых изданий стал музей. Это были небольшие брошюры, выпущенные в 1928–1929 гг. и рассказывавшие посетителю о музее и проходящих в нем выставках, а также первый путеводитель по Архангельскому, составленный С.А. Тороповым. Тогда же было выпущено несколько серий открыток, лучшая из которых была исполнена одним из выдающихся фотографов того времени, Ю.П. Ереминым.
Развернувшаяся индустриализация и начавшиеся гонения на музеи-усадьбы, а затем передача музея в ведение Наркомата по военным и морским делам привели к постепенному затуханию научной работы и, конечно, к свертыванию издательских инициатив. Единственным исключением стала монография С.В. Безсонова, вышедшая в 1937 г. и подводившая итоги «золотому веку» изучения Архангельского. Равного ей издания нет до сих пор, и переиздания монографии пользуются неизменным спросом у посетителей, несмотря на то что изначально книга была рассчитана главным образом на узкий круг специалистов.
После войны вновь появляются издания, рассчитанные на массового посетителя. «Первыми ласточками» стали путеводитель С.В. Безсонова (1952) и брошюра, написанная заведующей музеем В.М. Гесслер (1956), за которыми последовали краткие путеводители, выходившие большими тиражами с начала 1960-х гг. С 1950-х гг. усадьба вернулась и в фотооткрытку. Над образами Архангельского работал в частности один из пионеров цветной фотографии в СССР И.М. Шагин. Вплоть до второй половины 1970-х годов, если не считать альбома В.В. Познанского (1966) открытка стала основным жанром, представлявшим виды усадьбы, интерьеры дворца и музейное собрание. В 1960-е гг. начинают выходить и первые каталоги музейных коллекций.
Вершиной издательской истории музея стали альбомы-путеводители конца 1978, 1983 и особенно 1984 г., выпущенный ленинградским издательством «Аврора» на английском, немецком и французском языках. Тщательно продуманные дизайн и стиль, выверенный баланс текстового и иллюстративного материала, высокое качество иллюстраций, в том числе с точки зрения композиции и светового решения – все это делает альбом-путеводитель 1984 г. образцом музейного издания, цельность и продуманность которого к настоящему времени остаются непревзойденными.