14.11.2023
«Колоннада»
В павильоне «Каприз» открыта выставка ««Фарфоровое заведение» князя Н. Б. Юсупова. 1818‒1831 гг.
Юсуповский фарфор, возникший как «ученая прихоть» и усадебная «затея», стал исключительным явлением в истории русского декоративно-прикладного искусства XIX века. Архангельское, превращенное князем Н.Б. Юсуповым в уникальный частный «музеум», получило известность благодаря, кроме прочего, фарфоровым изделиям, которые выходили из рук художников живописного заведения по росписи фарфора.
Концепция художественной отделки фарфора принадлежала самому владельцу. Его эстетические предпочтения были подкреплены многолетним опытом коллекционера, общением с ведущими художниками Европы, знакомством с деятельностью фарфоровых мануфактур Вены, Севра, частных заводов Парижа, а также собственной практикой руководителя художественной промышленности: в 1792‒1802 годах Н.Б. Юсупов был директором Императорского фарфорового и стеклянного заводов.
Изделия мастерской отличала искусная орнаментальная роспись, изящные полихромные миниатюры и богатая качественная позолота. Тарелки, чайные пары и предметы чайно-кофейных сервизов украшали портретами, пейзажными и сюжетными композициями. Славу юсуповского фарфора составили изделия с миниатюрными повторениями шедевров живописи из собственной картинной галереи князя. Главной целью предприятия было создание художественно отделанных изделий из фарфора, лучшие из которых возводились на уровень произведений искусства.
Мастерская была устроена в 1818 году, в северных комнатах Каприза, расположенного в западной части парка. Первыми мастерами юсуповского предприятия были крепостные художники Иван Колесников (руководил работой до 1820 года), Федор Сотников, Федор Ткаченков и Егор Шебанин.
Создание художественных изделий и учебный процесс были неразрывно связаны. Ученики приобретали необходимый навык, расписывая «черепки пукетами» (букетами), «писали цветами тарелки», отводили краской края посуды. Они овладевали искусством составления и рисования цветочных орнаментов и фигурных композиций. В систему обучения входило освоение техники росписи специальными керамическими (муфельными) красками. Живописцу следовало знать состав красок, цвет до и после обжига, возможность их смешивания для получения нужных оттенков, способы и последовательность нанесения, температурную шкалу обжига, особенности нанесения и закрепления золота.
Для росписи использовали белье, произведенное на русских и европейских предприятиях. Предметы чайно-кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чернильницы, пасхальные яйца доставляли с заводов Гарднера, Попова, Долгорукого, Императорского фарфорового завода; формы столовой посуды – из Мейсена; тарелки и сервизы для завтраков – из Севра и частных заводов Парижа. Большая часть расписанной в Архангельском посуды отправлялась в «буфетную Его Сиятельства» в московском доме, однако два дня в неделю живописцы могли работать на себя: расписывать фарфор и продавать.
С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил французский живописец Август Филипп Ламбер (?–1835), приглашенный князем из Севра. При нем «фарфоровое заведение» было расширено, увеличено число живописцев и учеников, усовершенствована технология росписи и обжига и значительно обогащена тематика росписей.
Под руководством Ламбера были созданы самые известные произведения Юсуповского фарфорового заведения: сервизы для императоров Александра I и Николая I, «Аракчеевский сервиз», серия тарелок с видами села Грузина, серия тарелок «Розы» по ботаническому атласу П.-Ж. Редуте.
С 1823 года фарфор, расписанный в Архангельском, начали маркировать: красной краской или золотом указывали год, а на самых значимых предметах или подарочных изделиях ставили надпись «Архангельское» в русской или французской – «Archangelski» ‒ транскрипции.
В 1826–1827 годах в Архангельском был построен корпус фарфорового завода. Ламбер получил новое предприятие в аренду и пытался наладить производство фарфора и фаянса. Ожидаемой прибыли дело не принесло, но художественные достоинства изделий завода Юсупова–Ламбера были бесспорны. Произведения «чудесного искусства», созданные «под управлением весьма знающего свое дело француза», восхищали современников. В 1828 году Ж. Лекуант де Лаво писал об Архангельском: «Вы не были в этом владении, если не посетили мастерские по росписи фарфора, находящиеся в одном из павильонов в конце регулярного сада».
Живописная мастерская по росписи фарфора и фарфоровый завод в Архангельском прекратили свое существование в 1831 году, после кончины Н.Б. Юсупова, потеряв в лице князя своего вдохновителя, покровителя и заказчика. Его сын остановил «все ненужные работы» и закрыл фарфоровое заведение, сохранив в аренде Ламбера только фаянсовое производство.
Живописная мастерская за 14 лет воспитала 70 молодых художников. После закрытия предприятия 12 из них получили паспорта, дающие возможность перемещения по стране, пятерым было предоставлено право работать на других заводах.
До 1917 года семья князей Юсуповых обладала самой значительной коллекцией собственного фарфорового предприятия, которая была размещена в их петербургском дворце на набережной Мойки и в кладовых Архангельского. Предметы с высокохудожественной росписью, подаренные членам императорской семьи, хранились в царских и великокняжеских дворцах Петербурга, Гатчины, Павловска, в собраниях дворянских фамилий Голицыных, Виельгорских, Вяземских, Шереметевых, Потемкиных.
В настоящее время Музей-заповедник «Архангельское» обладает наиболее значительной группой произведений «фарфорового заведения» князя Юсупова. Крупные коллекции юсуповского фарфора хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного исторического музея.
Картинная галерея на фарфоре