20.12.2015—22.03.2016
Конторский флигель
Коллекции-участники: Музей русской иконы
Экспонируемые работы: 56 иконописных произведений
Представленные на выставке памятники из собрания Музея русской иконы относятся к XVII веку – одному из самых сложных и противоречивых периодов в русской культуре, не случайно получившему наименование «эпохи перемен». Иконопись этого времени завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени. Именно в это время происходит постепенное «обмирщение» искусства – возрастает интерес иконописцев к личности человека и к окружающему миру. С середины столетия усиливается влияние европейской художественной культуры, что приводит к существенному расширению круга сюжетов и усложнению иконографии. Проводником новых идей выступает иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в которой концентрируются лучшие изгографы и даже работают иноземцы. Именно здесь происходит трансформация изобразительного языка русской иконы – вводится так называемый «живоподобный» стиль, отличающийся стремлением к более реалистической трактовке личного письма, использованию светотеневой моделировки, передаче объемной пластики формы. Эстетический критерий отныне является основным при оценке произведения религиозной живописи, а понятие «божественного» нередко подменяется понятием «прекрасного».
Важной вехой в истории XVII века стали реформы патриарха Никона (1652–1666), послужившие причиной раскола в церковных кругах и в обществе. Ревностно выступая против живописных нововведений, старообрядцы хранили и почитали «дораскольные» иконы, оберегая «тонкость древнего письма», любые изменения в котором были для них сродни святотатству. Таким образом, в середине XVII столетия произошло «раздвоение» русского церковного искусства, причем один из путей – «живоподобный» стиль мастеров Оружейной палаты – официально поддерживался государем и патриархом и постепенно получил широкое распространение в провинции. Второй подвергался постоянным репрессиям и гонениям, что в следующем, XVIII веке, привело к полному непониманию и отрицанию художественного языка древней русской иконы.
Важную роль в эволюции русской культуры XVII столетия сыграл невероятный экономический подъем, активизировавший церковное строительство и способствовавший процветанию торговли, возвышению купечества, превратившегося в серьезного заказчика. На арену художественной жизни постепенно выходят новые центры, прежде всего Поволжья – Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, выделяющиеся яркой самобытностью традиций; набирают силу и северные города – Великий Устюг, Холмогоры.
Разнообразие русской живописи этого времени можно проследить по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования династии Романовых и отличающихся традиционностью приемов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине – конце XVII века. Значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья. Особого внимания заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощренной графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, в XVII веке не утративших значения законодателей иконографических и стилистических новшеств. Большой интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья. Они не только отличаются наивным и незатейливым языком, фольклорностью живописи, явно близкой к народной художественной культуре; среди них обнаруживаются и примеры редких иконографических изводов и святых.