30.05.2019—21.07.2019
Дворец, Буфетная
Юрия Петровича Еремина (1881–1948) справедливо относят к числу самых выдающихся российских мастеров видовой фотографии первой половины XX века. Вместе с С.А. Лобовиковым, В.И. Улитиным, С.Б. Юдовиным он входил в число фотохудожников-пикториалистов, которые видели свою задачу не в максимально точной фиксации действительности, а в том, чтобы раскрыть эстетический потенциал конкретного вида и превратить фотографию в одно из изобразительных искусств, аналогичных живописи и графике. Одной из излюбленных для пикториалистов стала усадебная тема, открывавшая широкое поле для художественных экспериментов разного рода, от композиционных до технических. Характерные для их произведений размытость изображения, контрасты света и тени – не признаки профессиональной некомпетентности, а продуманные детали авторского замысла.
С 1919 по 1947 год Ю.П. Еремин сделал несколько сотен фотографий Москвы и подмосковных усадеб и широко представлял эти фотографии на выставках. Особое место в его творчестве заняло Архангельское, которое он фотографировал как минимум с 1926 года до середины 1940-х годов. В 1928 году Издательством Московского коммунального хозяйства была выпущена серия авторских открыток, из которых к настоящему моменту известно 11.
Серию отличает высокий уровень просветительской культуры. Так, кроме названия изображения, порой весьма пространного, имеется историческая аннотация; название издательства и музея даны на русском и французском языках; указаны расстояния от Москвы и железнодорожной станции Павшино, а также автор фотографии. Судя по наличию в левой части некоторых экземпляров перфорации, причем встречаются одни и те же открытки как с перфорацией, так и без нее, открытки этой серии могли также издавать в виде книжечки (блока с отрывными листами), таким образом уже не как серию, а как цельный комплект.
Не исключено, что появление этой серии стоит признать удачным стечением обстоятельств, поскольку в том же году 1928 году Ю.П. Еремина стали подвергать резкой критике в профессиональной печати за «импрессионизм», что привело в скором времени к ограничению его выставочной активности и возможности публиковать свои работы.