События

V международный фестиваль искусств «МИСТЕРИЯ»

18.07.2015—22.08.2015

«Колоннада»

Фестиваль Искусств «Мистерия» – блистательный подарок от великолепных мастеров своего дела: музыкантов, режиссеров, сценографов и художников. Мы предлагаем погрузиться в атмосферу XVIII–XIX веков – удивительную эпоху, пронизанную праздностью русского поместья, в парадоксальном сочетании с ностальгически-утончённой куртуазностью. Прямо на Ваших глазах и при непосредственном Вашем участии, произойдёт слияние театра, музыки и изобразительных искусств, объединившихся в чудо, неподвластное времени. Открывшиеся, после длительной реставрации, залы дворца удивят своей первозданной красотой. Изысканность интерьеров перенесёт Вашу фантазию в те великие годы, когда Россия успешно соперничала с Францией в восхитительной роскоши. Древние стены усадьбы неузнаваемо преобразят Ваш сегодняшний день. Ведь фестиваль неслучайно получил такое загадочное название – подобно участникам древнегреческих театрализованных мистерий, каждый гость ощутит себя избранным, посвящённым в удивительное таинство творчества.

Спешим поделиться с Вами радостью – первый юбилей фестиваля ознаменовался появлением органа в роскошном зале Колоннады, с восхитительной храмовой акустикой и изысканным интерьером!



22 августа, суббота, 16. 00

«Выдающиеся органисты Европы»

Звучит Иоганн Себастьян Бах и музыка композиторов прошлого века… XX век. Век высочайших свершений и, одновременно, глубочайшей моральной деградации. Время, когда великая европейская цивилизация творила такое, что ей совершенно искренне позавидовали бы палачи инквизиции. «Каждый век имеет своё средневековье» – говаривал Станислав Ежи Лец. Невозможные противоречия – как форма существования человечества. И об этом – музыка. «Пассакалия» Николая Сидельникова – преломление традиционной формы через призму современной истории. Гармония, обрываемая дисгармонией, переплетающаяся с ней, идущая в неведомое никуда. Кажется, уже и надежда кончилась. Но… всё-таки, вера остаётся. Олег Ниренбург «Фантазия на старинную застольную песню» – попытка осмысления сегодняшнего дня через звуки былого. Ведь, если не пытаться осознать первопричины – как можно думать о будущем? Пётр Эбен, основными истоками творчества которого являлись чешский и моравский фольклор, а также церковные песнопения – также в поиске идеала, поверяемого прошлым. И, всё-таки… Бах. Философ, сумевший посредством звуков, выразить идеал гармонии. Пять органных прелюдий из органной книжечки. Не стоит обманываться скромностью названия произведения – у Баха даже книжечка перевешивает большинство существующих многотомных собраний сочинений. Прелюдии и фуги – сопоставление импровизационной свободы с организованной формой полифонической фактуры. Противопоставление и единство неразделимого. Хорал, обращённый к Богу – констатация объективной реальности. Всё творчество Баха – божественно. Музыка XX века и… Бах. Послушаем. Сравним. Задумаемся.

Габриэль Коняефф Германия орган


В программе: И. С. Бах

Прелюдия и фуга до мажор BWV 531
Хорал "Единому Богу в вышних, слава" BWV 662
Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Хорал "О Агнец Божий, невинный" BWV 656
Токката и фуга ре минор BWV 565
Пять хоральных прелюдий из "Органной книжки":
"О человек, оплачь свой тяжкий грех" BWV 622
"В тебе радость во всех страданиях" BWV 615
"Мы здесь, любимый Иисус" BWV 634
"Кто уповает на любимого Господа" BWV 642
"Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос" BWV 639
Прелюдия и фуга до мажор BWV 547

Подарок - веер
Гостям - бокал красного вина



18 июля, суббота, 17. 00

«Орган+саксофон»

Орган и саксофон. Сопоставление эпох и, в то же время, объединение их в едином музыкальном русле. Привычное – звучащее по-новому. И новое, пробуждающее ассоциации с великими творениями, проверенными временем. Готика – и наши дни. Между этими понятиями вовсе нет такой непреодолимой пропасти, как может показаться на первый взгляд. Более того, представленные в едином концерте, они прекрасно дополняют друг друга – приобретая, от подобного сопоставления, небывалый объём и глубину философского охвата. И, в то же время, мы ощущаем трепет душ человеческих, танец устремлений. Биение пульса, зафиксированного музыкальным ритмом, бездонность чувств, живущих в звуках. Готика – и наши дни. Одно помогает лучше понять другое. Совместное же пение органа и саксофона – ещё одно доказательство универсальности языка музыки.

Лауреаты международных конкурсов
Юрий Таштамиров саксофон
Егор Колесов орган


В программе: Т.Альбинонни, К.Глюк, Ф. Шуберт, А. Пьяццолла

Астор Пьяццолла     Кафе 1930
Франц Шуберт     Вечерняя серенада
Эдуардо Меццакапо     Романс без слов
Мануэль де Фалья     Испанский танец
Александр Потеенко     Ноктюрн
Астор Пьяццолла     Забвение
Джордж Гершвин     Летняя пора
Кристобальд Глюк     Мелодия
Якоб Гаде     Ревность
Томазо Альбинонни     Адажио
Астор Пьяццоллла     Ave Maria

Подарок - шляпка
Гостям - бокал тосканского вина



25 июля, суббота, 17. 00

«Дудук и орган»

Дудук – изумительный инструмент, поющий для сердца, пробуждающий обертоны души. Но… дудук в дуэте с органом – особое событие в мире музыки. Орган и сам – самодостаточный мир. Мир могучий, фантастический в своей красоте и величии. Вот только… с тембром дудука всё неожиданно поменялось и предстало в новом красочном освещении. Так бывает, когда встретишь своего человека – вдруг осознаёшь, что именно его тебе и не хватало. Два великих инструмента наконец-то встретились, чтобы спеть… пастораль. Не простую пастораль, а ту самую, которую некогда написал граф Сен-Жермен – тоже легенда. Три легенды встретились в одном концерте.

Папин Шахбазян армянский дудук
Владимир Магалашвили орган
В программе: И. С. Бах, армянские народные мелодии

Подарок - Веер
Гостям - бокал испанского вина



1 августа, суббота, 17. 00

Великие органисты современности
«Популярная органная классика»

Органная классика… Что в первую очередь вспоминается при этих словах? Безусловно, фантазийная Баховская токката ре-минор, чьи динамические волны сродни океанскому цунами. И, навеянная токкатой, математически безупречная фуга, аккумулирующая в себе энергию космоса. А ещё Пассакалия, чья неизменная неотвратимость басовой линии звучит подобно року. «Адажио» Альбинони – одна из вершин мировой классики. История, поведанная музыкой, трагична, возвышенна… и необыкновенно красива. Столь же красива и «Ария» Баха из «Инструментальной сюиты» – Бах вообще не умел писать плохо. Всё, к чему он прикасался, обращалось в шедевры. Впрочем, скрипичные концерты Вивальди – сами по себе, шедевры. Но вот органной классикой стали благодаря Баху. В его переложении они пришли к слушателям, заставив вспомнить подзабытого, к тому моменту, великого итальянского скрипача. «Богатырские ворота» Мусоргского – настолько монументальны, что просто просятся в органную транскрипцию. А вот «Баба Яга», из тех же «Картинок с выставки» – неожиданность. Интересно, как именно персонаж русских народных сказок вылетит к слушателям из блестящих органных труб? «Времена года» Вивальди – безусловная классика. Но органно зазвучала относительно недавно – благодаря блистательному переложению Евгении Лисицыной. Она же и исполнит знаменитую «Весну». Равно, как и все другие вышеперечисленные произведения.

Главная органистка Домского собора в Риге
Евгения Лисицына орган


В программе: И.С. Бах, А.Вивальди, Т. Альбинони, М.П. Мусоргский
И.С.Бах - Пассакалия BWV 582, Ария из Инструментальной сюиты BWV 1068, Токката и фуга ре минор BWV 565
А.Вивальди - И.С. Бах     Концерт ля минор в трёх частях BWV 593
А.Вивальди -     Концерт “Весна” из цикла “Времена года”
Е. Альбинони -     Адажио
М.П. Мусоргский -     Две пьесы из цикла “Картинки с выставки” – Баба-Яга и Киевские ворота

Подарок - свеча
Гостям - бокал белого вина



8 августа, суббота, 17. 00

Играет и рассказывает Заслуженный артист России Музыкальный комментатор BBC (Лондон) Александр МАЙКАПАР

Музыкальное образование получил в Российской Академии музыки (по классу фортепиано проф. Теодора Гутмана) и в Московской консерватории (по классу органа проф. Леонида Ройзмана). Широкую концертную деятельность музыкант начал в 1970 г. в качестве солиста - клавесиниста, органиста и пианиста. Он выступает в России и за рубежом (страны СНГ, Польша, Германия, Австрия, Бельгия). Неоднократно принимал участие во многих европейских музыкальных фестивалях - в Берлине, Потсдаме, Дрездене, Шверине, Вене, Варшаве, Брюсселе, Шарлеруа, Будапеште и многих других городах. Единственный в России и один из очень немногих музыкантов в Европе Александр Майкапар исполнил в концертах и записал на радио Полное собрание клавесинных произведений И.С. Баха. Значительными событиями музыкальной жизни Москвы стали фестивали, проведенные Александром Майкапаром в Оружейной палате Московского Кремля. Первый из них был приурочен к приезду в Россию королевы Великобритании Елизаветы II (при участии посольства Великобритании, Британского Совета и при патронаже посла Великобритании г-на Брайана Фолла). Второй - "Шедевры музыки среди шедевров Кремля". К настоящему времени в Лондоне английской фирмой "Olympia" выпущено пять компакт-дисков Александра Майкапара с записью старинной русской музыки на клавесине, фортепиано и старинном клавире из собрания Останкинского дворца графов Шереметевых. Александр Майкапар является авторитетным искусствоведом. Его перу принадлежат более 100 опубликованных работ по истории музыки, исполнительскому искусству, музыкальной иконографии. В переводе Александра Майкапара были изданы книги Ванды Ландовской "О музыке" (М., 1991),Эрвина Бодки "Интерпретация клавирных произведений Баха" (М., 1993), Уолтера Эмери "Орнаментика Баха" (М., 1996). Особенно тесно в последнее время Александр Майкапар сотрудничает с Издательским Домом "КРОН-ПРЕСС". Здесь В серии "Академия" опубликован его значительный труд в области иконографии западного христианского искусства "Новый Завет в искусстве" (М., 1997). Ранее в этой серии вышел "Словарь сюжетов и символов в искусстве" Джеймса Холла (М., 1996) в переводе Александра Майкапара - справочник, признанный классическим. Также издан новый перевод Александра Майкапара - книга Генри В. Саймона "100 великих опер"с дополнением "Шедевры русской оперы", написанным Александром Майкапаром.

В программе: И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. Вивальди, Б. Марчелло, Т. Альбинони

Подарок - свеча
Гостям - бокал красного вина



15 августа, суббота, 17.00

«Времена года: Чайковский и Пьяццолла»

Времена года – одна из самых популярных историй в мировой музыке. Вивальди, Гайдн, Чайковский, Пьяццолла – вот далеко не полный список великих композиторов, обращавшихся к любимой теме. И обращение это – закономерно. Поскольку в подтексте времён года – жизнь человека. От весны (рождения) – к лету (расцвету), от осени (зрелости) – к зиме (смерти). Звучание музыкальных времён года неизменно вызывает резонанс в душах слушателей – мы ведь тоже постоянно задумываемся о жизни и смерти, о смысле существования и кажущейся бессмыслице оного. Музыка ведёт нас по тропе нашей собственной биографии, и делает это красочно, богато. Гораздо богаче, чем кажется в повседневной жизни – заставляя нас оглянуться, посмотреть на себя. И увидеть не замеченные ранее, в привычной суете – радости, улыбнуться печалям. Ведь даже самое грустное, в музыкальном воплощении – прекрасно.

А ещё… «у природы нет плохой погоды», как однажды было замечено одним нашим мудрым современником.

Лауреаты международных конкурсов
Юлия Иконникова орган
Евдокия Ионина скрипка
Елена Скворцова виолончель
В программе: П. Чайковский и А. Пьяццолла

Подарок – венецианская маска
Гостям - бокал белого вина